Сегодня Мосфильм является одной из самых крупных киностудий Европы. Находится он в Москве на одноименной Мосфильмовской улице.
В разные годы на Мосфильме было создано порядка двух тысяч полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение россиян.
А все начиналось в далеком 1896 году после изобретения кинематографа в Европе и выхода на экраны фильмов братьев Люмьер. Первый показ "живых картинок", состоявшийся в 1895 году в Париже на бульваре Капуцинок, произвел настоящий фурор. С этого времени кинотеатры с завидной скоростью стали появляться и в других странах.
Сначала в России обосновались иностранные киностудии, но вскоре появились и свои собственные. Самыми крупными в Москве были киностудии Ханжонкова и Ермольева. После революции в 1922 году эти киностудии перешли к государству и на их базе был создан Мосфильм.
Первый свой фильм новая, уже советская киностудия выпустила на экраны 30 января 1924 года. Эту дату и принято считать днем рождения Мосфильма.
В первые годы своей деятельности киностудия носила разные названия. Название "Мосфильм" окончательно закрепилось за ней в 1936 году.
Первоначально киностудия размещалась в сравнительно небольших помещениях киностудии Ханжонкова на Житной улице. В новые просторные корпуса на Воробьевых горах она переехала в 1930-е годы.
Идея создания аналога Голливуда в Советском Союзе возникла в 1920-х годах после поездки молодых советских режиссеров в США. Строительство "советского Голливуда" стало одной из главных задач первой пятилетки.
Возведение корпусов на Воробьевых горах началось в 1927 году, а в 1931 году Мосфильм уже переехал на новое место. Тогда в киностудию входило только 4 павильона для съемок. Сегодня их 16 и строится семнадцатый.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году сотрудники киностудии были эвакуированы в Алма-Ату, которая в те годы была столицей советской республики Казахстан. Однако уже в конце 1942 года, когда немцы отступили от Москвы, киностудия возобновила свою работу на Воробьевых горах.
После войны в 1947 году на экранах впервые появилась эмблема Мосфильма. Это была скульптура "Рабочий и колхозница" на фоне Спасской башни Кремля.
Настоящая скульптура "Рабочий и колхозница" была создана в 1937 году скульптором Мухиной для выставки в Париже. После выставки 24-метровую скульптуру перевезли в Москву и установили на ВДНХ. Там она и стоит до сих пор. Уменьшенная копия "Рабочего и колхозницы" сегодня хранится в музее Мосфильма. Ее создала все та же Мухина специально для Мосфильма.
Шло время и Мосфильм стал самой крупной киностудией Советского Союза. Однако с приходом 1990-х годов для Мосфильма наступили трудные времена. Страна взяла курс на строительство капитализма и государственное финансирование киностудии сошло на нет. Но Мосфильму все же каким-то чудом удалось выжить и даже модернизировать свою деятельность.
Сегодня на Мосфильме снимаются десятки известных кинолент, популярных телевизионных передач и шоу. Генеральным директором Мосфильма с 1998 года является режиссер Шахназаров. Традиционно все руководители Мосфильма были режиссерами.
Новые и старые здания Мосфильма
Первый, Главный корпус киностудии был построен в 1930 году в популярном для того времени стиле конструктивизма. Хотя прошло столько лет, но и сегодня он выглядит довольно симпатично и современно.
Позднее на смену конструктивизму пришел классический стиль - сталинский ампир. Типичными представителями такого стиля являются здания Мосфильма, построенные в 1950-е годы.
С 1960-х годов архитекторы отказались от декоративности в строительстве в пользу функциональности. Это удешевило проект, а здания приобрели простой "коробочный" облик. Выглядят такие постройки несколько уныло, но киностудия нашла выход и разукрасила их стены граффити.
Прекрасным решением стало и появление на стенах зданий портретов выдающихся режиссеров киностудий: Эйзенштейна, Гайдая, Тарковского и Меньшова.
Эйзенштейн стоял у истоков советского кино. Его фильм "Броненосец Потемкин", вышедший на экраны в 1926 году, признан во всем мире одним из лучших.
Творческий путь Гайдая начался позднее в 1950-е годы. Этот режиссер являлся, пожалуй, одним из самых любимых у советских зрителей. Мало кто не знает его комедийные картины: "Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "12 стульев" и "Иван Васильевич меняет профессию". Эти фильмы стали так популярны, что разошлись на цитаты. Кстати, его герой Шурик чем-то похож на самого Гайдая.
Тарковский начал снимать уже в 1960-е годы. Его самые известные во всем мире фильмы - это"Андрей Рублев", "Сталкер", "Солярис" и "Зеркало"
Меньшов вошел в историю кинематографа и как режиссер, и как артист. Он снимался в десятках российских кинолент и сам снял порядка двух десятков фильмов. Самыми популярными его картинами стали "Любовь и голуби", "Зависть богов" и, конечно же, "Москва слезам не верит". Последняя кинолента получила в 1981 году премию Оскар на международном фестивале.
Новые здания Мосфильма построены совсем недавно в 2018 году. Это два сине-зеленых железобетонных здания огромного размера.
Памятник погибшим на войне
В ходе экскурсии по территории Мосфильма нам встретился памятник погибшим на войне сотрудникам Мосфильма. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 950 мосфильмовцев отказались от брони и ушли на фронт добровольцами, из них 146 не вернулись назад. Вечная им память!
Декорация "Санкт- Петербург - Москва"
Рядом с новыми корпусами находится, пожалуй, самая интересная часть Мосфильма - декорация "Санкт-Петербург - Москва". Это небольшой "кусок" дореволюционной российской столицы, возведенный в 2003 году для съемок фильма Шахназарова "Всадник по имени Смерть". С той поры на этой площадке под открытым небом снят не один фильм. Это такие известные киноленты как "Господа офицеры", "Бедная Настя", "Белый тигр", "Анна Каренина" и другие.
Дома в "старом городе" выглядят как настоящие, хотя сделаны они всего лишь из дерева, стекла и пластика. Каменной кладки в зданиях нет, как нет и внутренних помещений. А вот двери вполне себе есть и даже открываются, только вот внутрь пройти не получиться.
В бутафорском городе есть все и жилые дома, и церкви, и магазины, и трактир, и прачечная, и даже пожарная каланча. Как уже говорилось, все эти постройки - своего рода обманки. Только дорога между ними вымощена настоящим камнем, как это и было в дореволюционной России.
Хотя асфальт в нашей стране стал применяться впервые в 1839 году, использовался он редко только для покрытия главных столичных улиц. Масштабное строительство дорог с помощью асфальта случилось только при советской власти в 1930-х годах.
Над "старинными домами" возвышаются два небоскреба, которые, видимо, вырезаются при монтаже киноленты. Эти высотки видно из любого уголка Мосфильма. Дома построены в 2012 году и по архитектуре признаны одними из лучших небоскребов мира.
От "Старой Москвы" мы возвращаемся к самому началу экскурсии к проходной, чтобы уже погрузиться в сам процесс создания кино. Для этой цели на киностудии работает целый музей, в котором можно увидеть декорации для съемок, костюмы актеров, киноаппаратуру и многое-многое другое.
Музей Мосфильма
Первыми экспонатами музея стали три танка: русский, немецкий и американский. Эта техника используется при съемках в военных фильмах.
Советский танк Т-34 времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. снимался в фильмах "Освобождение", "Утомленные солнцем", "Белый тигр" и многих других.
Немецкий танк "Тигр" делали уже в современное время в России на макетной студии. Использовался танк при съемках фильма "Белый тигр".
Американец МЗ "ЛИ" также создавался в России для фильма "Белый тигр".
Большая часть экспонатов музея находятся во внутренних помещениях Мосфильма. В первом зале нас встречают "чудеса гримерного мастерства".
Загримировать актера - настоящее искусство. Для сложных гримов сначала делаются пробники на масках актеров и только потом грим наносится на живое лицо. Для этих целей на Мосфильме создана целая галлерея масок акторов.
Несколько таких масок можно увидеть на стендах музея. При первом взгляде стенд выглядит несколько жутковато, словно здесь собраны все посмертные маски мосфильмовцев.
При выходе из зала грима притаилась чудо рыба из фильма "Монах и бес". Выглядит чудовище довольно реалистично.
В следующих залах демонстрируются декорации для съемок. Здесь можно увидеть карету 18 века из фильма "Тайна печати дракона" и декорации к киноленте "Яды или всемирная история отравлений".
В этом же зале два потрясающих экспоната, при виде которых охватывает невольный трепет. Первый - это ТОТ самый золотой шлем из "Джентельменов удачи". Второй - это ТА самая корона из "Короны российской империи".
Как оказалось, шлем для фильма сделали просто из каски пожарника, снабдив его атрибутами императорской власти и покрасив золотой краской. Корону же украшают всего лишь стразы, но переливаются они в фильме просто потрясающе.
Целый зал на Мосфильме посвящен ретро-автомобилям. Самым интересным из них, пожалуй, является автомобиль Волга из фильмов "Бриллиантовая рука", "Три тополя на Плющихе", "Берегись автомобиля" и других. В "Бриллиантовой руке" Волга "играла" роль такси.
Невольно вспоминается крылатая фраза из фильма: "Наши люди в булочную на такси не ездят". Так и было: советские люди, за редким исключением, на такси не ездили, тем более в булочную.
Вторая здесь по популярности - мотоколяска из фильма "Операция "Ы". Машиной управлял Моргунов в роли Бывалого.
Отдельный павильон на Мосфильме оформили для съемок в старинной церкви. Храм небольшой, но довольно уютный. Надо сказать, священники неохотно пускают съемочную группу в действующие храмы. Это и вполне понятно: съемкам там не самое подходящее место.
Двигаемся дальше по нескончаемым коридорам киностудии.
Натыкаемся на табло "Тихо! Съемка". Табло не светится, значит можно шуметь.
Здесь же в коридоре размещаются стенды с костюмами артистов из фильма Шахназарова "Анна Каренина".
В отдельной витрине можно как следует рассмотреть прикид обаятельной троицы аферистов из "Кавказской пленницы".
Отдельный стенд показывает, какой путь развития прошла операторская техника.
И завершающий аккорд - витрина с наградами Мосфильма, среди которых три "Оскара". Первую премию "Оскар" Мосфильм получил за фильм Бондарчука "Война и мир", вторую - за киноленту Куросавы "Дерсу Узала" и третью - за фильм Меньшова "Москва слезам не верит".
Конец экскурсии по Мосфильму ознаменовался коротким шоу с финальной сценой из фильма "Вий". В церковь заходит страшное чудовище Вий, который вместе с нечистью и Панночкой - ведьмой пытается добраться до несчастного философа Хомы. Роль Панночки играет актриса Варлей, а Хому - Куравлев.
Шоу состоит в том, что в какой-то момент все фигурки за стеклом начинают двигаться и выглядит все это довольно забавно и реалистично. Правда, Куравлев и Варлей на себя мало похожи. Особенно трудно узнать актрису.
В настоящее время Мосфильм снимает детектив "Хитровка. Знак четырех". Ну что ж, удачного проката тебе, Мосфильм!
Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайки 👍👍👍 и подписывайтесь на канал и будет вам счастье!
Оригинал статьи: Мосфильм: экскурсия в мир кино
Группа ВКонтакте: подписаться
🙏 Подпишись на канал и поставь лайк 👍 Это важно для продвижения канала! Спасибо!