Найти тему

Яркие впечатления автора от интереснейшей выставки неподражаемого Рене Магритта в Москве. Часть 8

Картина «Влюбленные». Фото автора канала.
Картина «Влюбленные». Фото автора канала.

Я продолжаю рассказ о заурядном с виду и при этом совершенно уникальном художнике Рене Магритте, который одним из первых догадался, что у каждого предмета есть иной мир наших реакций на него, который отразил перелом, созревший в сознании человека XX века, и навсегда очаровал нас картинами, наполненными иррациональной мистикой, проистекающей из кажущихся простыми и привычными изображений, совершенно и нарочито реальных, но в совокупности образующих нечто совершенно новое.

К великому сожалению, в нашей стране нет ни одной его работы. Но к счастью в Москве существует выставка жикле его картин. Жикле – это сверхточные, факсимильные полиграфические воспроизведения каких-либо изображений. Эта техника позволяет познакомиться с произведениями изобразительного искусства тех, кто не имеет возможности увидеть их «вживую».

Я с огромным удовольствием побывал на этой выставке и запечатлев на фото все выставленные там изображения. И это дает нам счастливую возможность увидеть несколько десятков картин Рене Магритта (а всего за свою жизнь он написал их более 2 000).

Сегодня я продолжу рассказ о некоторых из этих картин (предыдущие публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).

Итак, картины Магритта с московской выставки.

Картина «Влюбленные» (она приведена на превью, заставке, этой статьи).

Это одна из самых известных картин Рене Магритта, которая поражает своей анонимностью. Мы не видим лиц героев. Такая обезличенность была свойственна почти всем работам художника.

Одно из объяснений смысла этой картины основывается на том, что художник в детстве стал свидетелем того, как его мать-самоубийцу вытащили из воды после того, как она покончила жизнь самоубийством, утонув в реке. Ходят слухи, что когда ее нашли, ее ночная рубашка была обернута вокруг головы. Считается, что люди, чье лицо было завернуто в одежду на картинах Магритта, пришли отсюда.

Сам же Рене Магритт, говоря об этом трагическом событии биографии, не мог определить: было ли реальным воспоминание о том, как белая ночная сорочка закрыло лицо матери, когда ее вытащили из воды, или он сам домыслил эту деталь. Однако, повторюсь: на некоторых произведениях живописца можно увидеть скрытые тканью лица.

Если не брать во внимание трагическую историю матери Рене Магритта, с которой часто связывают покровы на лицах героев картины «Влюбленные», существует еще одна версия о причинах, по которым художник так любил изображать «обезличенных» людей. Дело в том, что Магритт был страстным поклонником кинематографа, в частности, фильмов о Фантомасе 1913-1914 годов, снятых Луи Фейадом. По мнению некоторых искусствоведов, это увлечение во многом повлияло на творчество художника и пробудило в нем любовь к играм в прятки.

Так что существует несколько трактовок полотна «Влюбленные». Причем две из них являются полностью противоположными друг другу. Согласно первой, Магритт изобразил на картине олицетворение расхожей фразы «Любовь слепа». Причем слепота эта в данном случае абсолютна: герои картины являются загадкой и для окружающих, и друг для друга, к тому же, они так поглощены страстью, что не видят и не слышат ничего вокруг. Что касается второй, более оптимистической трактовки, мужчина и женщина на полотне сумели постичь любовь такой силы способны ощутить настоящую близость, несмотря на любые покровы разделяющие их преграды.

Картина «Метеор».

Фото автора канала
Фото автора канала

Картина «Метеор» сочетает в себе несколько самых известных образов Рене Магритта и является ярким примером любви художника к антропоморфизму. Первую версию этого сюжета Магритт создал в 1944 году, и в следующие десятилетия он не раз возвращался к нему, развивая концепцию дальше.

Магритт ловко обыгрывает идеи портретной живописи, изображая голову лошади, которой придает своеобразные человеческие черты. Ассоциации с портретом усиливаются двумя красными занавесями, которые визуально отделяют лошадь от пейзажа за ней. Кроме того, занавеси — повторяющийся элемент на картинах Магритта, символ барьера между мирами — придают композиции ощущение театральности.

Картина «Великая (Большая) война».

Фото автора канала
Фото автора канала

«Великая война» - картина из цикла, посвященного скрытому и видимому, как и знаменитые «Сын человеческий» и «Человек в котелке», созданные в том же 1964 году. Эти сюрреалистические работы Магритта предлагают зрителю множество трактовок, основанных как на визуальных образах, так и на их названиях, которые играют роль своеобразных ключей для расшифровки загадок художника.

Что интересно в картине «Великая война» - это отсутствие даже каких-то косвенных признаков войны. Как говорил сам Магритт: «Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем, что мир предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой прячет, разыгрывается некое действие. Это действие зримо, и оно как борьба, и потому название «Великая война» воспроизводит его содержание с достаточной точностью».

Название «Великая война», очевидно, отсылает к кровопролитным событиям ХХ века: скрывая лицо женщины прекрасным букетом, художник словно намекает, что лицо войны может быть куда более чудовищно, чем ее одеяние, сотканное из обещаний и обманчивых надежд.

Важную роль в понимании этой работы играет и наряд женщины: когда помолвленный с девушкой солдат умирает на фронте, она оставалась, по сути, вечной невестой. Букет фиалок - символ невинности и нежности, словно букет невесты, - усиливает это впечатление. Скрывая лицо, этот букет словно прячет скорбь и траур от посторонних глаз, оставляя лишь символичное напоминание о том, чего может лишить война. Мы ничего не знаем ни об этой женщине, ни о мужчине, которому она была обещана - только о том, что произошло с ними.

Само название цветов фиалки (Viollette – фр.) ассоциативно намекает на насилие (viol, violence - фр.), которым является война и которое, видимо навсегда разлучило возлюбленных. Магритт написал эту работу за три года до смерти, будучи уже немолодым мужчиной, пережившим ужасы двух мировых войн. Возможно, художник выразил свою скорбь об этих событиях метафорически изобразив невесту с уже ненужным свадебным букетом, ‚ обреченную оставаться в белом свадебном платье, одной на пирсе, идущем вдоль пустынного моря.

Вот такой незаурядный художник жил и творил в XX веке, оставив в изобразительном искусстве большой след, который тянется и до наших дней.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и обязательно будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора канала.
Текст и фото автора канала.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации о Рене Магритте:

ССЫЛКА 1

ССЫЛКА 2

ССЫЛКА 3