нельзя, потому что 25 на 100 не делится. Так сказал, еще маленький тогда, ребенок.
Его мама, учительница по профессии, тут же бросилась опровергать:
ну как же, если поставить 100 в знаменатель, а 25 и 40 в числитель,
да потом сократить множители... Сказать. что я был шокирован, это ничего не сказать.
Тогда я сочинил такое письмо этому ребенку.
Да неужели? Представим себе, что 25 это 25 яблок. Возьмем нож и разрежем каждое яблоко на 4 четвертинки. Сколько всего получится кусочков? Правильно, вот мы и разделили на 100 равных частей.
Теперь надо взять 40 таких частей. 40 четвертинок. Каждые 4 четвертинки это части одного яблока. Сколько получится яблок? Так что 40% от 25 яблок это 10 яблок. Только зачем-то порезанные, плохо будут храниться…
А теперь пусть на лугу пасутся 25 кроликов. Такие милые, лопоухие… Как взять от них 25%? Только, чур, без ножа!
Вот, и яблоки тоже можно было сохранить целыми.
Это нам повезло с числом 40. Если бы был 41%, то получилось бы 10 яблок и еще кусочек. Тогда без ножа никак.
Дальше читай, если знаешь, что такое половина, четверть, пятая часть, десятая часть, и все такое прочее. Если еще не знаешь, то почитаешь потом.
Когда мы говорим про сколько-то процентов, это для того, чтобы указать, какая часть от всего. Чтобы взять 1%, надо разделить на 100 равных частей и взять один кусочек.
50% это половина всех этих кусочков. Если надо взять 50%, то просто делим пополам, и все! Потому что 50 это половина от 100. А 25% это четверть от всего — 25 это четверть от 100. А 10% это какая часть от всего?
А 20% какая часть? Правильно, это одна пятая часть. А 40% это два раза
по 20%, поэтому это 2 таких пятых части. Одна пятая от 25 — это сколько?
А 2 пятых?
Если вы обсуждаете такие проблемы со своим ребенком, значит, у вас растет умный ребенок. И вот я прошу вас: ни в коем случае не рассказывайте ему о дробных числах! Придет время, сам дойдет.
Говорят, в своем развитии ребенок повторяет путь человечества. А оно очень не скоро перешло от понятия доли к представлению о дроби как о числе. Достаточно указать, что в папирусах, оставшихся от великой египетской цивилизации, вместо 75% пишут не 3/4, а "половина и еще четверть".
Так что со временем ребенок сам дойдет. Если, конечно, подпитывать его ум — не своими умениями, а задачами!
Есть очень неприятная тенденция у взрослых: заменять понятия алгоритмами. 40% это не вот столько от всего, а то, что получится, если умножить на 40 и разделить на 100. К сожалению, это особенно характерно для школьного образования. Так легче получить хорошую статистику успеваемости. Вот так и получаются студенты, которые легко находят корни квадратного уравнения по формуле, а выделять полный квадрат не то, что не умеют, даже понятия не имеют, что это такое.