Южно-Африканская Республика попала в сложную ситуацию после решения Международного уголовного суда в отношении президента России Владимира Путина. По мнению южноафриканского юриста по правам человека Ричарда Спура, юридический казус способен привести к конституционному кризису в стране, и есть только один вариант, чтобы его избежать.
С 22 по 24 августа в ЮАР пройдет 15-й по счету саммит БРИКС, на который должны приехать лидеры Бразилии, России, Индии и Китая. Однако с визитом Владимира Путина возникают известные сложности, поскольку Южная Африка ратифицировала Римский статут и не может не учитывать решение МУС относительно российского президента. В данный момент власти ЮАР проводят юридические консультации, чтобы найти выход из щекотливого положения.
Выступая в эфире местной телерадиокомпании South African Broadcasting, юрист Ричард Спур заявил, что гипотетический «арест» Путина создаст негативные последствия для Южной Африки. Однако и пренебрежение требованиями МУС не пройдет для государства незамеченным.
Так, оппозиционная южноафриканская партия «Демократический альянс» (DA) уже требует от властей выполнить обязательства перед МУС. Ей оппонирует партия «Африканское движение за преобразование» (ATM), выступающая резко против подобного шага.
По мнению Ричарда Спура, невозможно представить себе ситуацию, когда правительство принимает решение арестовать приехавшего с важной дипломатической миссией президента сверхдержавы. Однако оппозиционеры могут обратиться в суды, и подпись ЮАР под Римским статутом может принудить судей признать решение правительства незаконным. Таким образом две ветви власти в стране будут искусственно поставлены по разные стороны баррикад.
«Это поставит суды и правительство в принципиально противоречивое положение. Единственный выход — выйти из МУС, чтобы избежать этого кризиса», — резюмировал Спур.
Впрочем, любой из 123 стран, подписавших Римский статут, стоит тщательно обдумать свое отношение к ордеру МУС. Ранее заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев отметил, что попытка содействовать реализации этого решения станет объявлением войны, и в таком случае «все российские средства» направятся на органы власти государства, выбравшего такой экзотический способ исчезнуть с карты мира.