Найти тему
Зрительский вектор

Выставка "Дом культуры СССР" : ухо Ленина, проекты Мавзолея, цветомузыка Скрябина, письма Ефремову, чем еще запомнилась эта выставка ?

В МВО "Манеж" недавно прошла масштабная выставка, приуроченная к 100-летию образования СССР. Когда до ее окончания уже оставались считанные дни, я все-таки успела заскочить в последний вагон. Впечатления у меня остались довольно противоречивые. Я никак не могу для себя четко сформулировать концепцию выставки, и мои впечатления какие-то размытые в пространстве и во времени. Поэтому предлагаю просто пробежаться вместе со мной по залам, а выводы сделаете для себя сами.

Вход на выставку оформлен просто, но масштабно. Сразу предвкушаешь, что за этими стенами тебя ждет нечто грандиозное.

Выставка ДК СССР Фото автора
Выставка ДК СССР Фото автора

Экспозиция выставки разделена на 13 разделов, в которых представлены 8 видов искусства : архитектура, живопись, скульптура, графика, кино, театр, музыка и фотография.

  • АРХИТЕКТУРА ДОМОВ КУЛЬТУРЫ

Первый зал собственно задает тон всей выставке и перекликается с ее названием. В первые годы становления СССР одним из важнейших аспектов построения нового общества было всестороннее просвещение народных масс.

Оригинальная зеркальная инсталляция с макетами типовых ДК Фото автора
Оригинальная зеркальная инсталляция с макетами типовых ДК Фото автора

До революции 1917 года существовали так называемые народные дома, суть которых сводилась к просветительской и досуговой функции. В новых реалиях работа с широкими народными массами подразумевала еще и новые акценты , в частности политическую агитацию.

Народный дом для рабочих с. Бонячки Ивановская обл. В. и А. Веснины 1918 г. Фото автора
Народный дом для рабочих с. Бонячки Ивановская обл. В. и А. Веснины 1918 г. Фото автора

Дореволюционных народных домов катастрофически не хватало, размещение в старом фонде (дворцах, особняках) было не совсем в духе времени. Все прекрасно понимали, что эффективность пропагандистской деятельности в первую очередь зависит от создания новых функциональных площадок.

Конкурсный проект Дворца рабочих Нарвского района Петрограда А.Белогруд 1919 г. Фото автора
Конкурсный проект Дворца рабочих Нарвского района Петрограда А.Белогруд 1919 г. Фото автора

Так в СССР начинается массовое строительство новой архитектурной типологии : рабочих клубов (домов культуры). Все они изначально задумывались, как многофункциональные площадки, где можно было бы не только проводить партсобрания , но и просто культурно отдыхать в свободное время.

Под крышей Дома культуры могли помещаться и одновременно функционировать различные секции и кружки, библиотека, музеи, аудитории для лекций и диспутов, спортивный зал и театральный комплекс.

Интерьер рабочего клуба Александра Родченко  для Международной выставки в Париже 1925 г. Фото автора
Интерьер рабочего клуба Александра Родченко для Международной выставки в Париже 1925 г. Фото автора

В 1920-е годы бурно развивающийся конструктивизм оказался, как нельзя кстати. Классические примеры в Москве : клуб завода "Каучук", клуб фабрики "Буревестник" или ДК фабрики "Свобода".

Конкурсный проект Дворца культуры Пролетарского района (Иван Леонидов) 1930 г. Фото автора
Конкурсный проект Дворца культуры Пролетарского района (Иван Леонидов) 1930 г. Фото автора

В 30-е годы постепенно авангард уступает место классике : монументальность и помпезность на несколько десятилетий становятся отличительной чертой большинства советских ДК.

Строительство домов культуры продолжалось на протяжении всего периода существования СССР. К проектированию подобных объектов допускались только самые лучшие архитекторы.

  • СКУЛЬПТУРА

Во втором зале выставлены безупречные по форме и содержанию советские скульптуры. Хотя внимание зрителя постоянно оттягивает на себя "ухо", но он нем поговорим чуть позже.

Выставка ДК СССР Фото автора
Выставка ДК СССР Фото автора

Советская скульптура - это прежде всего скульптура монументальная. Другой она просто и быть не могла. Идеи монументальной пропаганды были сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году. Наглядная агитация в виде памятников, скульптурных композиций, барельефов, мозаик, витражей по мнению вождя мирового пролетариата способна оказывать сильное влияние на молодое поколение с целью формирования у него определенного мировоззрения.

Американские снаряды - в воду (скульптор Матвей Манизер с бригадой) 1950 г. Фото автора
Американские снаряды - в воду (скульптор Матвей Манизер с бригадой) 1950 г. Фото автора

Основателем советского скульптурного монументализма считается Матвей Манизер - академик Академии художеств СССР. С его творческим наследием мы сталкиваемся повсеместно в Москве, в Санкт-Петербурге и других городах.

Физкультурница М.Манизер 1947 г. Фото автора
Физкультурница М.Манизер 1947 г. Фото автора

Его работы поражают не только качеством исполнения, пластикой и натуралистичностью , но насыщенным идейным наполнением.

Подвиг в борьбе за мир - Раймонда Дьен (М.Манизер с бригадой) 1950 г. Фото автора
Подвиг в борьбе за мир - Раймонда Дьен (М.Манизер с бригадой) 1950 г. Фото автора

Можно по-разному относится к советской скульптуре, но отказать ей в репрезентативности никак нельзя.

Сталевары Б.Пленкин 1976 г. Фото автора
Сталевары Б.Пленкин 1976 г. Фото автора

Каждый объект индивидуален по сути своей, но в тоже время отражает дух времени.

Тему монументализма продолжают мозаики белорусской художницы Надежды Ходасевич-Леже. Мозаики, представленные на выставке, экспонируются впервые. Они были привезены в СССР в 70-е годы и до сего дня размещались в Дубне. Эти мозаики были для меня одним из основных стимулов, чтобы посетить эту выставку.

  • ГРАФИКА

Раздел Графики представляет собой ретроспективу Детской книжной иллюстрации. В СССР уделяли много времени воспитанию подрастающего поколения и прекрасно понимали, что успешное формирование нового типа человека начинается с раннего детства.

Обложка к книге С.Маршака "О глупом мышонке" , худ. В. Лебедев 1925 г. Фото автора
Обложка к книге С.Маршака "О глупом мышонке" , худ. В. Лебедев 1925 г. Фото автора

Оформление детской литературы должно быть лаконичным, но ярким, выразительным, но держать баланс текста и изображений. "Для детей надо работать, как для взрослых, только лучше" - утверждал Владимир Лебедев, один из руководителей детского отдела Госиздата. С этим не поспоришь.

Этот раздел выставки зацепил меня, наверное, больше остальных. Я банально выросла на этих книжках. Мое детство прошло в 1980-х, но выражаясь современным языком, дизайн моих детских книжек, оказывется, был разработан еще в 20-30-е годы.

Никогда не задумывалась о том, что выросла на иллюстрациях Петрова-Водкина, Малевича, Поповой, Дейники и многих других. Но самым любимым и душевным для меня остается Евгений Чарушин.

Иллюстрации Евгения Чарушина к книге Н. Смирновой "Как мишка большим медведем стал" 1929 г. Фото автора
Иллюстрации Евгения Чарушина к книге Н. Смирновой "Как мишка большим медведем стал" 1929 г. Фото автора
  • ФОТОГРАФИЯ

Из раздела с детской литературой плавно перемещаемся в раздел Фотография. Фотография в СССР получила широчайшее распространение от узконаправленного сектора с сугубо государственными задачами до разветвленной индустрии любительской фотосъемки в виде множества фотокружков, фотоклубов по всему СССР.

Выставка ДК СССР /Раздел Фотография Фото автора
Выставка ДК СССР /Раздел Фотография Фото автора

Фотоувеличитель, проявитель, закрепитель , бумага "Самшит", глянцеватель, "красная" лампа, ФЭД, Смена, Зоркий , Зенит и т.д. продолжать можно бесконечно - кто помнит, тот поймет! Фотография в СССР бесспорно была одним из популярнейших увлечений у всех возрастов. Это было не просто "нажми на кнопку - получишь результат" , это был целый квест от щелчка фотоаппарата до заветной фотографии, который не всегда было легко пройти .

Выставка ДК СССР /Раздел Фотография Фото автора
Выставка ДК СССР /Раздел Фотография Фото автора

На выставке была представлена рестроспектива фоторабот известного советского фотографа - Евгения Халдея. Даже если вы не слышали это имя, то наверняка видели его работы.

  • КОНКУРСНЫЕ ПРОЕКТЫ ДВОРЦА СОВЕТОВ

И вот теперь настала очередь "уха". Переходим в зал Конкурсные проекты Дворца Советов и понимаем, что это "ухо того, кого надо "ухо", а точнее - это макет уха в натуральную величину, которое должно было украшать голову статуи В.И. Ленина, если бы Дворец Советов по проекту Бориса Иофана был бы построен.

Проект Дворца Советов 1933 г. ( Б. Иофан, В. Гельфрейх, В.Щуко) Фото автора
Проект Дворца Советов 1933 г. ( Б. Иофан, В. Гельфрейх, В.Щуко) Фото автора

Этот проект, наверное, всем хорош знаком. Последнее время я постоянно на него натыкаюсь, но не перестаю им любоваться : масштабно, монументально, репрезентативно.

Дворец Советов должен был стать главным зданием страны. Идея строительства такого объекта родилась еще в 1919 году. Место выбирали долго, в итоге решили, что Волхонка идеально подходит для такого грандиозного замысла. Однако, проект будущего Дворца Советов выбирали еще дольше.

Проект Дворца Советов 1933 г. ( Б. Иофан, В. Гельфрейх, В.Щуко) Фото автора
Проект Дворца Советов 1933 г. ( Б. Иофан, В. Гельфрейх, В.Щуко) Фото автора

Конкурс на лучший проект проходил с 1931 по 1933 гг., к участию приглашали даже иностранных архитекторов, т.к. по замыслу организаторов конкурса Дворец Советов должен был показать торжество коммунизма всему миру.

Проект Дворца Советов 1933 г. ( Б. Иофан, В. Гельфрейх, В.Щуко) Фото автора
Проект Дворца Советов 1933 г. ( Б. Иофан, В. Гельфрейх, В.Щуко) Фото автора

По итогам конкурса победил проект команды архитекторов - Бориса Иофана, Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко. Здание высотой 415 метров, завершающееся 100-метровой статуей Ленина, признали лучшим проектом. В 1939 году началось строительство, но оно было заморожено в годы ВОВ и после не возобновилось.

Так же на этой выставке мое внимание привлек другой проект, больше похожий на декорации к фантастическому фильму а-ля "Аэлита" (1924 г.)

И еще один забавный проект. Я его окрестила " дом с маяком ".

Проект Дворца Советов 1931 г. (Н.Беляков и бригада МОВАНО) Фото автора
Проект Дворца Советов 1931 г. (Н.Беляков и бригада МОВАНО) Фото автора
  • МАВЗОЛЕЙ

Дворец Советов, как вместилище духа Ленина, построен не был, зато Мавзолей - вместилище тела вождя - был возведен в кратчайшие сроки. Перемещаемся в зал, где представлены эскизы Мавзолея.

Кончина В.И. Ленина 21 января 1924 года вызвала огромный общественный резонанс в обществе, прощание с вождем было неимоверным. Было срочно принято решение забальзамировать тело и уже 27 января 1924 года первый деревянный Мавзолей был готов.

Конкурс на проект постоянного Мавзолея был объявлен в 1925 году. В конкурсе было разрешено участвовать всем. Основное условие : Мавзолей должен быть "центром воздействия на массы" и снаружи представлять собой "огромную трибуну". Листаем !

Ни один из предложенных проектов организаторам конкурса не понравился , и в 1929 году мавзолей было поручено спроектировать архитектору Алексею Щусеву. В итоге был возведен каменный вариант, облицованный гранитом, который сохранился до наших дней.

  • ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

От "Мавзолеев" плавно перетекаем в раздел "ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН". ВХУТЕМАС (с 1927 года ВХУТЕИН) был создан в 1920 году. Это было передовое новаторское для своего времени учебное учреждение. Выпускников ВХУТЕМАСА именовали конструкторами нового мира, ведь его основной целью было вырастить поколение художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, которые будут создавать новую реальность в новой стране .

Голова рабочего (дерево) Вл. Кудряшов 1927 г. Фото автора
Голова рабочего (дерево) Вл. Кудряшов 1927 г. Фото автора
"Голова рабочего" - интересный пример смелого дизайнерского решения с учетом требований нового времени. Эта композиция из дерева была сделана для конкурса к 10-летию Октября. Основная задача - создать монументальное произведение искусства из недорогих материалов для общественного пространства. Мне кажется , что автор справился с заданием.

Отдельная тема - это Психотехническая лаборатория Николая Ладовского. Его методика психотехники требует отдельной статьи. Для ознакомления приведу просто фото.

Психотехническая лаборатория Николая Ладовского Фото автора
Психотехническая лаборатория Николая Ладовского Фото автора

Художественное и интеллектуальное наследие ВХУТЕМАСА настолько велико, что до сих продолжает влиять на общемировые тренды в архитектуре и дизайне. Кстати, один из моих любимых художников - Георгий Нисский - был выпускником ВХУТЕМАСА.

  • ЖИВОПИСЬ

Подгрузив голову идеями Ладовского, я решила перейти в раздел Живопись, более доступный моему пониманию. Изобразительное искусство было представлено в четырех залах, кураторами которых выступили Русский музей и Третьяковская галерея.

Натюрморт "Траурный" (В.Малагис) 1924 г. Фото автора
Натюрморт "Траурный" (В.Малагис) 1924 г. Фото автора

Изобразительного искусство начала ХХ века было невероятно насыщенным и плодотворным. Появились новые революционные (в прямом и переносном смысле) направления : абстракционизм ("беспредметность"), кубизм, футуризм, супрематизм. В начале ХХ века искусство , как никогда прежде, быстро и остро реагировало на любые изменения в политической и культурной жизни общества.

Селедка (К. Петро-Водкин ) 1918 г. Фото автора
Селедка (К. Петро-Водкин ) 1918 г. Фото автора

Так в 1910 году основатель супрематизма Малевич создает свой "Черный квадрат", а после в 1930-е годы, когда главной художественной задачей стало "втащить на холст "новое время " - тот же Малевич создает работы в стиле супронатурализма. Яркий пример - крестьянские портреты. Они сюжетны, но не реалистичны, лишены портретных черт, но в тоже время узнаваемы и вполне в духе времени.

Одним из самых популярных сюжетов становится индустриальный пейзаж.

Отепленный бассейн и бревнотаски (Б.Цветков) 1932 г. Фото автора
Отепленный бассейн и бревнотаски (Б.Цветков) 1932 г. Фото автора

Так же было много попыток использовать авангардные приемы для изображения бытовых сцен. Очень интересная работа получилась у Александра Самохвалова. На его холсте простая продавщица трамвайных билетов, вобрав в себя весь пафос эпохи, превратилась в образ нового времени, в богиню электричества.

"Кондукторша" А.Самохвалов  1928 г. Фото автора
"Кондукторша" А.Самохвалов 1928 г. Фото автора

Постепенно главным направлением в искусстве станет социалистический реализм, начиная с 1932 года он станет в СССР единственным официально разрешенным стилем на долгие годы.

"Делегатки" А.Самохвалов 1939 г. Фото автора
"Делегатки" А.Самохвалов 1939 г. Фото автора

Начиная с 1950-х годов в советском изобразительном искусстве произойдет мощный всплеск, который назовут "суровым стилем". Новое поколение художников, в основном сформировавшееся на наследии ОСТа, но впитавшее не только идеи Дейнеки , Пименова, Самохвалова, Герасимова, но и русских авангардистов 20-30 х годов, пытается создать нечто свое, основанное на своем жизненном опыте, но и в тоже время стремится остаться верным своим учителям.

В изобразительном искусстве 50-60х годов , как никогда прежде , чувствуется дух "оттепельного времени". Эпоха покорения космоса вдруг снова выводит на первый план простого рабочего человека.

В 1962 году на Венецианском биеннале современного искусства СССР с успехов продемонстрировал работы Гелия Коржева, Таира Салахова и Виктора Попкова.

В 1960-е годы вновь появляется беспредметное искусство. Было создано содружество художников "Движение", занимавшееся геометрическим и кинетическим искусством. Неожиданно приятно было увидеть на выставке работы Франциско Инфанте.

Динамическая спираль ( Франциско Инфанте) 1964 г. Фото автора
Динамическая спираль ( Франциско Инфанте) 1964 г. Фото автора
  • МУЗЫКА

Немного передохнув на ИЗО, я попала в раздел Музыка, пожалуй, самый интересный, но слишком сложный (для меня). Все ,что с связано с музыкой находится немного "за пределами" моего понимания, поэтому я остановлюсь на нескольких экспонатах, суть которых я немного уловила и могу о них осознанно рассказать .

20-е годы ХХ века были временем грандиозных преобразований и нововведений во многих сферах, в том числе и в музыке.

Немногим ранее в 1910 году Александр Скрябин, будучи обладателем уникального синестетического слуха, напишет симфоническую поэму "Прометей". Соединение нот с цветом , т.е. понятие "светомузыка" или "цветомузыка" произведет революционный переворот в человеческом сознании, и предопределит использование световых эффектов в концертных программах на десятилетия вперед.

Специальный клавишный инструмент для "светомузыки" Фото автора
Специальный клавишный инструмент для "светомузыки" Фото автора

Революция сознания неизбежно приводит к политической революции, а та в свою очередь требует нового звукового эквивалента. Масштабная индустриализация, как один их символов нового времени , сподвигла композитора Арсения Авраамова на создание искусственной звуковой дорожки и "рисованного звука".

"Симфония гудков" А.Авраамов Фото автора
"Симфония гудков" А.Авраамов Фото автора

В 1922 году он впервые исполнит свою легендарную "Симфонию гудков". Автор дирижировал стоя на крыше, используя флаги и пистолет вместо дирижерской палочки, а вместо оркестра микс из "производственных звуков" : заводские гудки, свист пара, канонада выстрелов, гул летящих самолетов. По замыслу эта симфония должна была быть использована , как звуковое оформление празднеств годовщины Октябрьской революции.

Так же в 1922 году в Советскую Россию эксцентричный поэт Валентин Парнах привезет джаз. Новое направление в музыке успешно дебютирует. Пионерами джазовой музыки в СССР станут Леонид Утесов, Исаак Дунаевский , Александр Цфасман. Но в дальнейшем в связи с изменением политической конъюнкутуры вплоть до 1970-х годов джаз будет находиться на полулегальном положении.

"Эпатажи иероглифов"  В.Парнах Фото автора
"Эпатажи иероглифов" В.Парнах Фото автора

Так же в разделе музыка были представлены материалы, посвященные советскому изобретателю Александру Шорину, который в 1931 году изобрел шоринофон- аппарат, позволявший записывать киноизображение и звуковую дорожку на кинопленку.

Выставка ДК СССР Фото автора
Выставка ДК СССР Фото автора

Благодаря этому изобретению в этом же году режисер Дзига Вертов снял первый звуковой советский документальный фильм "Энтузиазм". Киногруппа записала подлинные шумы и звуки, и впервые осуществила одновременную съемку изображения с записью звука.

  • КИНО

После музыки попадаешь в раздел Кино. Представлена советская кино- индустрия была весьма не типично. В небольшом полутемном зале были размещены различные кинокамеры и , выражаясь современным языком, презентации всех киностудий СССР : немного текста ( что, где ,когда) и демонстрация кадров из культовых фильмов.

Выставка ДК СССР/Раздел Кино Фото автора
Выставка ДК СССР/Раздел Кино Фото автора

На этом всё. Мне кажется советский кинематограф достоин большего.

Выставка ДК СССР/Раздел Кино Фото автора
Выставка ДК СССР/Раздел Кино Фото автора
  • ТЕАТР

А потом я попала в раздел Театр, на который я тоже возлагала большие надежды. Но как мне показалось, экспозиция в этом разделе была рассчитана на продвинутую в этой области аудиторию. Мне, как театралу со стажем, там все было знакомо, интересно, несмотря на довольно аскетичное оформление. Я невольно следила за посетителями и ощущала, что для тех, кто несколько далек от театральных подмостков, многое так и осталось неочевидным или просто непонятным.

Костюм Тартильи для спектакля Принцесса Турандот (1922 г.) слева, справа - костюм Бригеллы 1963 г Фото автора
Костюм Тартильи для спектакля Принцесса Турандот (1922 г.) слева, справа - костюм Бригеллы 1963 г Фото автора

Советский драматический театр - многогранное явление, которое оказало огромное влияние на развитие театрального процесса не только внутри СССР, но и за его пределами.

Декорация к легендарному спектаклю Юнона и Авось ( Ленком 1981 г.) Фото автора
Декорация к легендарному спектаклю Юнона и Авось ( Ленком 1981 г.) Фото автора

Советский театр явил миру великое разнообразие школ. Каждое новое поколение рождало своего нового культового режиссера : Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Фоменко, Ефремов, Плучек, Любимов, Виктюк...

Но успех театральной постановки зависит не только от режиссерской работы, но и от актерской индивидуальности, костюмов и декораций.

Театр в СССР приобрел беспрецедентную общественную значимость, являясь одновременно и местом "паломничества", и духовным центром, и нравственным ориентиром.

Артисты в СССР для простых людей, были больше, чем просто артисты. В них верили, их боготворили, им писали письма. Меня очень тронули письма, адресованные Олегу Ефремову.

Из писем Олегу Ефремову Фото автора
Из писем Олегу Ефремову Фото автора

Итак, в завершении моей статьи хочу немного подвести итоги. Выставка, конечно, была грандиозная. Было много знакомого материала, но было и много нового. Что-то было представлено на простом уровне, а что-то слишком сложно. Где-то было в избытке, а чего-то слишком мало. Безусловно, проект делали профессионалы своего дела, и не мне, простому обывателю, пусть и рожденному в СССР и кое-что помнящему, их критиковать и судить. Но после посещения выставки у меня вопросов осталось больше, чем ответов. Бывает.

#выставка #ссср #культура #искусство #манеж

  • Всем добра и творческого вдохновения!
  • Не забудьте подписаться ✍ ️ на канал 👉 ЗДЕСЬ !
  • Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !