Найти в Дзене
Лабиринт

Всё о самой древней картинной галерее в мире: вышла уникальная книга о первобытном искусстве

Оглавление

Все мы периодически ходим на художественные выставки — кого-то интересует современное искусство, кого-то больше завораживает классика. Как правило, никаких особых усилий для этого прикладывать нам не надо: купил билет, выделил время и — вперёд! Но, чтобы обратиться к истокам и посетить один из «филиалов» самой древней в мире картинной галереи, большинству из нас придётся отправиться в долгий путь. Но у нас есть и вариант доступнее — книга Елены Долговесовой «Самая большая и древняя картинная галерея в мире».

Из книги вы узнаете, как зарождалось искусство 40 000 лет назад, где «спрятались» петроглифы, как, чем и что рисовали первобытные художники, зачем пещерам нужны клоны и причём тут макароны.

👨🏻‍🎨 Сикстинская капелла каменного века

Первооткрывателями древних рисунков чаще всего были случайные люди — следопыты, исследователи-любители, путешественники. Как правило, они не уделяли своим находкам большого внимания. Местные жители тоже не понимали истинной ценности таких открытий. Но в Испании рисунками занялся настоящий энтузиаст — граф Марселино де Саутуóла.

В 1875 году в надежде найти древние артефакты он начал изучать пещеру Альтамира. На стенах граф заметил какие-то чёрные линии, но не придал им значения. Всё изменилось в 1879 году, когда Марселино де Саутуола взял с собой 9-летнюю дочь Марию. Именно она разглядела на потолке пещеры рисунки и воскликнула: «Смотри, папа, волы!»

Чтобы исследовать эту удивительную находку, граф пригласил учёных. Но те не поверили ему. А через несколько лет после смерти Саутуола (он умер в 1888 году) похожие изображения стали находить и в других пещерах. Альтамиру исследовали повторно, и учёные наконец признали, что рисунки в ней действительно относятся к эпохе палеолита — самому раннему периоду каменного века.

-2

🖌 Древние «макароны»

Альтамира — уникальная «выставка» работ древних художников, которые жили 15–35 тысяч лет назад. Пространство пещеры можно разделить на 3 зала. В первом находится Большой плафон. Это потолок пещеры, заполненный изображениями бизонов, оленей, лошадей и кабанов. Почти все животные нарисованы в натуральную величину.

Во 2-м и 3-м залах нарисованы представители семейства кошачьих и нечёткие фигуры людей, а также множество знаков: чёрточки, точки, процарапанные линии.

Красочные и разноцветные фигуры соседствуют в пещере с однотонными чёрными рисунками, выполненными углём. Есть здесь и так называемые «макароны». Это параллельные волнистые линии, прочерченные пальцами по мягким глинистым отложениям на стенах пещеры. На потолке первого зала Альтамиры находится 5-метровая «макаронная» композиция. В причудливые переплетения изогнутых линий древний художник искусно вписал голову быка. Некоторые исследователи полагают, что «макароны» — это наброски будущих рисунков.

-3

🖼 Сколько им лет?

Чтобы определить возраст наскального изображения, археологи пользуются различными методами. Вот, например, один из них — определение древности рисунка по «загару».

В пустынном и полупустынном климате выбитые на камне изображения покрыты «пустынным загаром», или пáтиной. Это чёрно-коричневая «корка», которая образуется на поверхности камня при увлажнении и высыхании, а также при резкой смене температуры.

По соотношению в патине стабильных и нестабильных положительно заряженных частиц исследователи определяют, когда она начала появляться на изображении. А это примерно то же время, когда изображение было закончено.

-4

❓ Зачем нужны копии?

Наскальные изображения кажутся вечными, ведь они сохранялись тысячелетиями. Но на самом деле эти памятники постоянно находятся под угрозой разрушения. Иногда это происходит по естественным причинам. Сезонные колебания уровня воды в близлежащих водоёмах, резкие перепады температуры, воздействие ветра, рост лишайников — всё это способствует разрушению камня и изображений на нём. Однако часть вины лежит и на людях, которые отбивают куски камней или оставляют на древних рисунках надписи. Кроме того, многолюдные потоки туристов нарушают сложившийся в пещерах микроклимат — увеличивается количество углекислого газа, повышается влажность, начинает расти плесень.

Поэтому исследование наскального искусства невозможно без его копирования. Это позволяет лучше изучить и сохранить те памятники, которые находятся под угрозой исчезновения, а также даёт возможность всем желающим познакомиться с экспонатами древних галерей.

-5

🖨 Какие же бывают методы копирования?

Первыми копиями были зарисовки карандашом на бумаге, сделанные на глаз. Потом делали бумажные оттиски (эстампаж), «протирки» и оттиски.

Современные методы гораздо более точны, а контактные способы не всегда безопасны для изображений. Поэтому исследователи всё чаще применяют бесконтактные методы копирования. Это фотосъёмка, аэрофотосъёмка с беспилотных летательных аппаратов, создание моделей методом 3D-печати, лазерное сканирование и фотограмметрия, то есть создание 3D-моделей археологических объектов с помощью обработки обычных фотографий и аэрофотоснимков в специальной компьютерной программе.

🎨 Чем рисовали древние художники?

С древних времён человек использовал различные минералы и горные породы, чтобы получить краски. Палитра древних художников состояла всего из 5 цветов: красного, жёлтого, коричневого, чёрного и белого.

  • Белую краску получали путём обжига известняков, мела, мрамора и устричных раковин.
  • Для создания чёрной использовали древесный уголь.
  • Чтобы получить охру, древние люди брали бурый железняк — осадочную горную породу с высоким содержанием гидроксида железа.
  • В зависимости от состава железняка и времени обжига охра получалась разных оттенков — жёлтого, коричневого или красного.
-6

📍 Ещё много всего интересного о древних галереях, художниках и учёных, которые всё это изучают, а также мастер-класс по первобытной живописи — в книге Елены Долговесовой «Самая большая и древняя картинная галерея в мире».

Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!