Орнаменты встречаются в нашей жизни повсеместно. Но современное многообразие жизни словно затирает их «во льдах цивилизации». А раньше – орнамент был главным знаком любого этноса. Это был язык, философия народа, с его религиозными верованиями, суевериями, образом жизни.
В Ингушетии этот язык вновь обретает силу. Там возвращают к жизни ковроделие, которое считалось в этих местах не просто ремеслом: в орнаменты вкладывался особый сакральный смысл. Это были ковры-сообщения, ковры-предупреждения, ковры-письма.
У ингушей всегда было развито овцеводство, поэтому шерсти хватало. И технику валяния мастерицы осваивали с малых лет, передавали из поколения в поколение. Войлочные ковры получались тёплыми, прочными, красивыми. Но самое главное в них – орнамент. Он был шифром. Мастера в течении столетий не меняли его, орнамент строго повторялся на амулетах, одежде, вышивке. В годы напастей на коврах изображали ассиметричный рисунок, чтобы нечистая сила запуталась в нём, отстала от людей. Были ковры, которые подвешивались над люльками – оберегали ребенка. Существовал орнамент с изображением бараньей головы – для защиты животных от болезней. Или жрец просил в мольбе милости у высших сил. Ковёр мог предупреждать, что вокруг села затаился враг. Или служить сообщением для абреков в горах о том, что они могут спуститься в село.
Существует предание об ингушской девушке, похищенной врагами и угнанной в рабство. Известно было, что она создавала удивительной красоты ковры. Её заставили ткать их на продажу, а она сумела сообщить о своей несчастной доле с помощью орнамента. Братья увидели один из таких ковров, расшифровали послание, нашли сестру и вызволили из плена.
Неудивительно, что о коврах слагают легенды – в орнаментах скрыта мудрость народа, его сила и будущее.