Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Внимательно рассматриваю пусковую установку ЗРК С-300ПТ «Фаворит»

Некоторое время назад нижегородский «Парк Победы» пополнился пусковой установкой 5П85-1 зенитно-ракетного комплекса С-300ПТ «Фаворит».

А раз так, то почему бы не рассказать вам чуть подробнее про этот крайне любопытный и очень эффективный комплекс.

С-300 «Фаворит» может поражать различные цели на разных высотах и дальностях (от нескольких километров до 75—200 километров), в зависимости от типа ракет-перехватчиков.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Комплекс был разработан для защиты крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника, а также способен поражать баллистические и аэродинамические цели.

ЗРК «Фаворит» является первой многоканальной ЗРК-системой, способной сопровождать шесть целей и наводить по ним до двенадцати ракет.

Впервые была создана система с полной автоматизацией боевой работы. Она может автоматически решать все задачи, связанные с боевой работой, используя цифровые вычислительные средства.

Оператор отвечает только за контроль и пуск ракет, но в сложной обстановке возможно ручное вмешательство в ход боевой работы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вертикальный старт ракет обеспечивает обстрел целей, летящих с любого направления. Современные модификации могут поражать до 36 целей, наводя на них до 72 ракет.

Зенитно-ракетная система С-300 состоит из командного пункта и шести ЗРК 5Ж15. Командный пункт связывается с радиолокатором обнаружения и распределяет цели между ЗРК.

В 2011 году производство модификаций С-300ПС и С-300ПМ было прекращено, но С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит» продолжают выпускаться.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С чего же всё начиналось? В 1950-х годах в СССР решили сделать московскую систему противовоздушной мобильной обороны.

Опыт использования ЗРК в боевых действиях выявил необходимость создания мобильного комплекса с малым временем перевода в боевое положение.

Так, работы над новой зенитной ракетной системой С-300 начались в 1969 году. Причём сразу предусмотрели три системы для ПВО Сухопутных войск, ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трёх систем: С-300В («Войсковая»), С-300Ф («Флотская») и С-300П («ПВО страны»).

Комплексы С-300 могут работать в различных сочетаниях внутри одной модификации и внутри одного комплекса, а также через различные мобильные вышестоящие командные пункты выстраиваться в батареи из любого состава, количества и местоположения.

Ракеты имеют осколочную боевую часть, начиненную готовыми поражающими элементами в виде кубиков. Боевая часть весит 133 кг для ракет серии 5В55, 143 кг у ракет 48Н6 и 180 кг у ракет 48Н6М.

В зависимости от типа ЗУР, стартовая масса от 1450 до 1800 кг. Пуск ракеты производится пиротехническим катапультным устройством непосредственно из транспортно-пускового контейнера, крышка которого выбивается избыточным давлением.

После отстрела крышки контейнера ракета подбрасывается вертикально вверх на высоту 50 м и уже в воздухе запускается стартовый двигатель.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С-300 обладает возможностью адаптации к помехам и подавлению так называемых «уводящих помех».

Система использует помехоустойчивые линии связи с автоматической перестройкой частот, а также режимы «коллективной» работы, позволяющие собирать данные с нескольких РЛС на единый командный пункт.

Командный пункт имеет полную картину происходящего и может выводить элементы системы из боя и вводить новые для ограничения возможностей противника.

Для обеспечения маскировки компонентов С-300 используются полномасштабные надувные макеты, которые создают иллюзию наличия системы на месте, где ее на самом деле нет.

Кроме того, могут применяться различные средства маскировки, такие как маскировочные сети и размещение компонентов С-300 в окопах для затруднения обнаружения на больших дистанциях.

Против РЛС противника могут быть использованы станции помех, такие как СПН-30 и Пелена-1.

Комплекс С-300ПТ (где «Т» обозначает «транспортируемый»), также известный как SA-10A Grumble по классификации НАТО, был разработан и выпущен в 1975 году.

Система была принята на вооружение в 1978 году и предназначалась для замены устаревших ЗРК С-25, С-75 и С-125.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Комплекс включал командный пункт, состоящий из радиолокатора обнаружения 5Н64 и пункта боевого управления 5К56, а также до 6 зенитных ракетных комплексов 5Ж15.

На начальном этапе, система использовала ракеты 5В55К (В-500К) с дальностью поражения аэродинамических целей до 47 км. Позже они были заменены на ракеты 5В55Р (В-500Р) с бортовым радиопеленгатором и дальностью поражения целей до 75 км.

Комплекс 5Ж15 включал в себя низковысотный обнаружитель 5Н66, систему управления с радиолокатором подсвета наведения 5Н63 и пусковые установки 5П85-1. Пусковые установки располагались на полуприцепе. Именно такой полуприцеп вы видите на фотографиях.

Низковысотный обнаружитель 5Н66 являлся дополнительным средством и комплекс мог функционировать без него. Изначально ракеты планировалось наводить по команде с РЛС подсвета/наведения, используя информацию с пассивного радара ракеты.

Но из-за проблем с наведением на цели ниже 500 м разработчиками было принято решение, что возможность обстреливания низковысотных целей важнее, и изначально было реализовано только наведение по команде с наземной РЛС.

Позднее была разработана ракета с собственной системой наведения, что позволило достичь минимальной высоты поражаемых целей в 25 м.

Существуют и другие модификации С-300, в том числе на самоходном шасси С-300ПС и система корабельного типа С-300Ф Форт.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов