ОСТОРОЖНО! МНОГО СПОЙЛЕРОВ! Пожалуй нет более культового хоррора затрагивающего тему психологизма и внутреннего мира персонажа, чем Сайлент Хилл 2. Трагичная история Джеймса Сандерленда и его жены Мэри изменила как франшизу, задав ей новый вектор, так и хоррор индустрию.
Вытесненная сексуальность, агрессия, страх и беспомощность. И главное — чувство вины. Что происходит внутри Джеймса и как его боль обретает черты чудовищ?
Сегодня я предлагаю поговорить о чувстве вины и его влиянии на человека, на примере главных героев игры Сайлент Хилл 2.
Меня зовут Василий М. Давайте начинать.
Видео для тех, кому лень читать
Синопсис.
Игра нас встречает главным героем Джеймсом. Молодой мужчина лет 30 горюет о гибели жены, которой не стало несколько лет назад. Она тяжело болела и долгое время была привязана к постели. Но Джеймс получил от неё весточку, что она будет ждать его в их месте.
На машине он прибывает на парковку с которой открывается вид на озеро, за которым расположился туманный город Сайлент Хилл.
В ходе игры герой встретится с другими гостями города и чудовищами населившими это место. А игрок узнает грустную историю пары Джеймса и Мэри.
Но что же из себя представляет город? Почему в это место стягиваются другие травмированные люди и откуда здесь чудовища?
Сайлент Хилл.
Сайлент Хилл — лишь на первый взгляд тихий курортный городок. Укрытый густыми лесами и отрезанный озером от остального мира. Но на самом деле это место, называть ему можно как вам угодно — подсознание, чистилище, аномальная зона. Это место притягивает к себе людей совершивших что-то ужасное и не способных справится с этим.
Город давит на чувство вины и высвобождают внутреннюю боль и ужас в материальных монстров.
Сайлент хилл это физического вооплощение ментального конфликта человека, поэтому для каждого он свой. Место не имеет какой-то цели, оно лишь позволяет заново столкнуться со своими внутренними демонами и пережить всё это ещё раз, чтобы в итоге….
Впрочем, итог будет у каждого свой. О чем свидетельствуют судьбы других гостей Сайлент Хилла.
Конфликт трёх героев.
Анжелла Ороско молодая официантка, девятндацати лет. Она прибыла в город в поисках пропавшей матери. Наблюдая за её поведением — видно, что девушка очень травмирована. Визуально она сьежена, словно боится занимать пространство и привлекать внимание. Её действия осторожны и пугливы. А сама она невыражает никаких эмоций кроме усталости и страха. Знакомясь с персонажем глубже мы узнаем её трагичную историю.
Анжела родилась и выросла в бедной и токсичной семье. Её отец, Томас Ороско, агрессивный алкоголик лесоруб, насиловал и избивал её, будучи пьяным, на протяжении всей её жизни. Вдобавок, вероятно её брат также мог насиловать её. В результате у Анжелы развилось сильное чувство враждебности по отношению к мужчинам (о чём свидетельствуют её агрессивные припадки в общении с Джеймсом). Тем временем, мать Анжелы часто напоминала ей, что она заслуживает подобное обращение, в результате чего Анжела терпела это, пока росла. Хотя мать Анжелы и знала, что происходит, она никогда не вмешивалась. Похоже, что Анжела никогда не говорила никому за пределами семьи о переживаемом ею насилии, возможно, из-за страха, что её отец отомстит ей за это, смущения и незнания, к кому ей обратиться. В неизвестный момент времени мать Анжелы в конце концов покинула семью, оставив Анжелу наедине с отцом и братом.
Тут мы переходим к лейтмотиву всей истории — чувству вины.
В когнитивной психологии вина исследуется как способ интерпретации событий. Аарон Бек считает, что вина и самокритика возникают как результат приписывания себе причинности событий и ответственности за неудачи. Условием переживания вины является внутренний локус контроля (свойство личности приписывать успехи или неудачи только внутренним или внешним объектам).
Глобальное и стабильное самообвинение, носящее неуправляемый характер, приводит к болезненным переживаниям, а внутренние, частные, нестабильные или управляемые атрибуции являются желательным адаптивным способом переживания вины, так как они сочетаются с мобилизацией условий и стремлением контролировать ситуацию.
Мать Анжеллы поселила в девочке глубокое и деструктивное чувство вины — Я виновата в том, что меня насилуют. В следствии чего любая инициатива стала поводом для страха и тревог.
Однажды около полуночи в доме семьи Ороско Анжела взяла кухонный нож и в гневе ударила отца в шею, перерезав ему горло, а затем нанесла несколько ударов ножом по туловищу. В комнате остались свидетельства борьбы, из чего следует, что Томас сопротивлялся, но Анжела одолела его. Она не стала брать семейные деньги или прятать труп и сбежала из дома.
После чего девушка чувствует зов Сайлент Хилла и отправляется на поиски матери в город. Попав сюда она уже переполнена двумя конфликтами — чувством вины за то, что была жертвой и чувством вины за убийство отца и брата.
В ходе игры герой сталкивается с внутренним демоном Анжеллы, выглядившим как два тела на кровати обтянутой кожей. Здесь легко угадывается символ изнасилования. Во время боя Анжелла напугана, но когда монстр поврежен она в порыве ярости убивает его окончательно. Повторяя паттерны поведения из жизни.
В последний раз Анжела появляется на горящей лестнице в отеле стоя между двумя окровавленными мужскими торсами, растянутыми в рамах, символизирующими её мёртвых отца и брата. Она говорит, что ей хотелось бы, чтобы он не спасал её от Абстрактного папочки (её личного демона), и просит Джеймса не жалеть её. Анжела разворачивается и начинает подниматься по лестнице. Прежде чем она уходит, Джеймс говорит, что там, где они находятся, жарко как в аду. Анжела отвечает: «Ты тоже это видишь? Для меня это всегда так». Она поднимается и исчезает в огне, вероятно намереваясь найти другой способ покончить с собой, чувствуя, что это единственный выход для неё.
Девушка оказалась не способна бороться с внутренним чувством вины и выбрала суицид. Болезненные переживания были настолько сильны, что единственным выходом виделась смерть.
История Анжелы показывает как человек при сильном чувстве вины способен пойти на самоубийство.
Эдди Домбровски: чувство вины и отрицание.
Эдди считает свою жизнь «дерьмовой», и ему всё равно, что большинство женщин не считает его привлекательным, однако он не выносит травли. Из-за своего избыточного веса Эдди подвергался оскорблениям на протяжении всей своей жизни, пока его подавленный гнев не начал проявляться в форме вспышек насилия. Эдди не нравится тело, с которым он родился, и он чувствует, будто проиграл «генетическую лотерею», и ему надоело, что его судят по внешности. Один из обидчиков Эдди довёл его до такой степени, что Эдди застрелил его собаку из пистолета, после чего прострелил обидчику колено, хотя и не убил его. Затем Эдди пустился в бега и какое-то время скитался, прежде чем направиться в Сайлент-Хилл. Точно не известно, скрывался ли Эдди от полиции, поскольку, по его словам, он «просто бежал, потому что испугался».
Эдди впервые встречается в апартаментах «Вуд-Сайд», рвущим в туалете квартиры 101. Когда Джеймс Сандерленд приближается к нему, Эдди сразу же начинает заявлять, что не имеет отношения к трупу в холодильнике на кухне, и что он даже не из Сайлент-Хилла.
Эта встреча указывает на то, что Эдди винит себя за агрессивные действия и попытку убийства человека. Он винит себя настолько сильно, что психосоматически его начинает тошнить. Но в течении игры мы видим как меняется Домбровски. Как он поступает со своей виной.
Джеймс попадает в Потусторонний мир Эдди, который предстаёт в виде холодильной камеры с подвешенными на крюках мясными тушами. Это место по-видимому представляет холодную отрешённость Эдди от реальности и отсутствие у него угрызений совести, связанных с убийством людей.
В соседней холодильной камере Эдди признаёт, что убежал после того как убил собаку своего обидчика, и что это было весело, а её хозяину он прострелил ногу, тем самым окончательно демонстрируя свою жестокую натуру. Начинается бой, и Джеймс убивает Эдди.
Домбровски в отличие от Анжеллы нашёл способ жить с чувством вины. Если ранее он испытывал вину за свой лишний вес и спасался тем, что заедал стресс. То теперь он винит себя за то, что он получает удовольствие от насилия. Но когда мы находим его в морозильной камере — герой уже не испытывает вины — он её отрицает.
Отрицание — это защитный механизм психики проявляющийся в виде игнорирования или обесценивания какого-то явления. В случае с Эдди он начинает игнорировать свою вину, тем самым становясь опасным психопатом, получающим удовольствие от насилия.
Джеймс и Мэри.
Джеймс Сандерленд главный герой игры поэтому его внутреннему конфликту уделяется больше всего внимания. В финале игры есть три основные развязки, каждая из которых напрямую связана с тем, как герой поступит со своей внутренней виной, но к ним мы перейдём позже. А пока о Джеймсе.
Джеймс и Мэри встретились на вечеринке у их общего друга. Их любовь превратилась из пылающей страсти в мирные, стабильные отношения. До того, как они поженились, Джеймс слушал, как Мэри играет на пианино. Мэри нравилось играть на пианино, и, хотя у неё не очень хорошо получалось, Джеймс всё равно любил слушать её игру.
Незадолго после их отпуска Мэри поразила неизвестная неизлечимая болезнь и приковала её к больничной кровати. Её врач предполагал, что Мэри осталось жить менее трёх лет, и сказал Джеймсу, что при её состояния нет эффективных методов лечения. Физическое и душевное состояние Мэри стремительно ухудшалось; у неё начались резкие перепады настроения, и она гневно срывалась на Джеймсе, из-за чего тот стал реже посещать её. Напряжение между супругами росло, и Джеймс стал «немного выпивать», пытаясь заглушить боль и одиночество. Мэри начала страдать от суицидальной депрессии, она говорила «было бы проще, если бы они просто убили меня». Желание Мэри и Джеймса завести детей также стало несбыточным.
И так, Джеймс испытывает жуткое чувство беспомощности. Он не способен ни спасти свою любимый, ни облегчить её страдания. Долгое время он варится в этом состоянии. Я виноват в том, что я беспомощен. После чего начинаются срывы Мэри и скандалы из-за которых Джеймс начинает игнорировать Мэри и приходить всё реже. Я виноват в том, что не прихожу к Мэри так часто, как мог бы.
В последние дни своей жизни Мэри написала прощальные письма Лоре и Джеймсу и попросила свою медсестру-сиделку Рэйчел передать их после её смерти. Мэри разрешили вернуться домой на короткое время, поскольку её смерть была неизбежной, и она боялась, что может больше не увидеть Джеймса. Дома Джеймс должен был присматривать за Мэри и заботиться о ней, что в конце концов стало для него обузой.
Параллельно с этим у Джеймса возникает ещё одно напряжение. Сексуальное. Он не ведёт половую жизнь несколько лет, от чего его либидо начинает сводить его с ума. Но мысли об измене отсекаются. Я буду виноват перед Мэри, если изменю ей. Из-за большого количества напряжение психика Джеймса переходит к защите в виде «проекции». Наделяя другой субъект качествами свойственными самому Джеймсу. Джеймс не виноват в том, что он страдает. В этом виновата Мэри.
К этому конфликту мы вернёмся позже.
Мария и Лора.
Мария ещё один персонаж игры. В отличие от других, она это ещё один внутренний демон Джеймса, только не настроенный к нему враждебно.
Джеймс впервые встречается с Марией в парке Розуотер: завидев её силуэт в тумане, он принимает её за Мэри. Он озадачен её очень сильным внешним сходством с Мэри, на что Мария реагирует довольно игриво и насмешливо. Когда Джеймс собирается уходить, она идёт следом и спрашивает, может ли она остаться с ним, поскольку она совсем одна и вокруг бродят монстры, на что тот неохотно соглашается.
Мария — это фантазии о других отношениях. Новая девушка, которая с одной стороны выглядит как Мэри — что является безопасным для расшатанного сознания Джеймса, но с другой стороны она во всем отличается от супруги.
Мария в ходе игры трижды умирает. Несколько раз от рук Пирамидоголовых.
Причина, по которой Пирамидоголовые убивают Марию — это напомнить Джеймсу, о смерти Мэри; Джеймс находится в состоянии отрицания, а Мария является отвлечением, удерживающим его от Мэри. Через повторяющиеся смерти Марии Пирамидоголовый напоминает Джеймсу о смерти Мэри, заставляя его переживать вину и страдания.
Лора.
Лора.
Будучи сиротой, Лора подружилась с Мэри Шеперд-Сандерленд за год до событий Silent Hill 2 и сильно привязалась к ней, как если бы Мэри была её собственной матерью. Неизвестно, как умерли родители Лоры, и почему она оказалась в больнице. Лора и Мэри были пациентками одной и той же неназванной больницы и находились под опекой одной и той же медсестры. Мэри описывала Сайлент-Хилл как красивое место и показывала Лоре много фотографий города. Лора также получает письмо от Мэри, поэтому и отправляется в город.
Лора каким-то образом добирается до Сайлент-Хилла, очевидно сбежав из приюта или больницы, в которой она находилась. В интро Эдди сидит рядом с фургоном и держит большую карту, указывая на неё пальцем, а Лора шутливо пинает его. Это говорит о том, что Эдди помог ей отправиться в Сайлент-Хилл, после того как они случайно встретились на пути к городу.
Лора злится на Джеймса за то, что тот долгое время не навещал Мэри в больнице.
В отличие от других персонажей, девочка ещё слишком юнна. И её внутренние демоны не сформированы. Из-за чего Сайлент хилл для неё безопасное место, по которому она может спокойной передвигаться.
ФИНАЛЫ.
Пришло время поговорить о развязке истории Джеймса и Мэри. А также о финалах игры.
Мэри стала обузой для Джеймса, и его внутреннее негодование начало постепенно расти, хотя он испытывал муки, видя её боль. Из-за эмоциональной травмы и опустошённости Джеймс постоянно пребывал в состоянии скорби. В конце концов он сломался: он подошёл к постели Мэри, поцеловал свою жену в лоб и затем задушил её подушкой.
Путь Анжелы.
Если Джеймс пойдёт по пути Анжеллы. И не сможет справиться с душевной болью, то он выберет суицид.
Джеймс встречает Мэри. Она говорит ему, что он достаточно выстрадал за её убийство, и даёт ему письмо. Мэри умирает прежде, чем Джеймс успевает помириться с ней. Затем показано, как Джеймс выносит труп Мэри из комнаты. Согласно новеллизации, труп Мэри уже находился в багажнике Джеймса, и он вытащил её и поместил на пассажирское сидение. Джеймс приходит к выводу, что он не может жить без Мэри и понимает, что прибыл в Сайлент-Хилл, чтобы покончить с собой. Далее слышно, как Джеймс направляет свою машину в озеро Толука, а также появляется вид со дна озера с пузырьками, поднимающимися на поверхность.
Путь Эдди.
Также Джеймс может пойти по пути Эдди. И начать игнорировать чувство вины за убийство.
Мэри злится на Джеймса за то, что он сделал, и трансформируется в финального босса. После победы над ней Джеймс показан смотрящим на озеро в парке Роузуотер. Появляется вновь живая Мария и спрашивает Джеймса, убил ли он Мэри снова. Он считает, что столкновение с Мэри было очередной иллюзией, и просит Марию быть с ним. Затем Мария отдаёт Джеймсу письмо Мэри. Джеймс и Мария покидают Сайлент-Хилл, однако Мария начинает кашлять, что подразумевает, что она заболеет, как и Мэри, и что события, которые привели Джеймса к убийству, могут повториться.
Путь принятия.
И есть ещё один путь. Джеймс принимает чувство вины и продолжает жить дальше.
Джеймс встречает Мэри. Она прощает его за то, что он убил её, даёт ему письмо и говорит, чтобы он продолжал жить. В следующей сцене Джеймс покидает Сайлент-Хилл через кладбище вместе с Лорой, возможно собираясь исполнить желание Мэри и удочерить девочку.
Не принятие.
Также есть финал, при котором Джеймс не принимает чувство вины и продолжает жить влекомый этим чувством. Он остаётся в Сайлент Хилле в надежде воскресить супругу.
История Джеймса, Анжеллы и Эдди показывают то, как сильно вина влияет на нас. Как она меняет наше поведение и диктует действия.
Важно помнить, что с ней можно справится и можно жить. Даже если потребуется помощь специалистов. Каждый человек заслуживает финала, в котором он покинет Сайлент Хилл в надежде на светлое будущее. Увидимся.