Обзывания, насмешки, распространение слухов, провокации всегда были сложным и неприятным аспектом жизни подростков. С каждым годом зависимость человека от современных средств коммуникации, общения в социальных сетях, мгновенного доступа к практически любой информации в мире становится все сильнее. Следствием глобального проникновения цифровых технологий в жизнь современного общества стало развитие способов их противоправного применения, одним из таких стала кибертравля людей.
Само понятие травли существует в различных источниках, в том числе и законодательных, под которым следует понимать как физическое, так и психическое насилие в отношении человека либо группы лиц, с определенной целью. Кибертравля отличается от травли в привычном ее понимании отсутствием физического контакта и осуществляется при помощи информационно-коммуникационных технологий. Как следствие, исключение личного контакта дает возможность избежать ответной реакции со стороны жертвы. Кибертравля — стала девиантным феноменом, который сейчас стал очень распространенным. В целом, кибертравля предполагает нанесение вреда жертве с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Стоит отметить, что кибертравля среди детей и подростков приемлема и не находит общественного резонанса. В отличие от травли в реальном мире, кибертравля охватывает неограниченную аудиторию. Объектами травли могут становиться целые группы людей. При этом лица, совершающие кибертравлю, могут не знать своих жертв, они не видят последствия своих действий, тем самым, не осознавая какой вред могут нанести и на какие действия спровоцировать жертву.
Широкому распространению кибертравли способствуют следующие обстоятельства:
· неограниченная аудитория и высокая скорость распространения информации среди пользователей современных средств коммуникации;
· отсутствие пространственных, временных и социальных границ для распространения информации;
· высокая степень анонимности.
Абсолютно любой пользователь сети «Интернет» может стать жертвой кибертравли, независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, материального достатка и пр. Довольно часто кибертравле подвергаются публичные личности, но самой распространённой группой среди жертв, являются дети и подростки. Цели кибертравли среди подростков и взрослой группы разные. Для первых характерны нематериальные потребности: получение морального превосходства, преодоление комплекса неполноценности, развлечение, месть, зависть, либо проявление гнева; для второй группы характерна материальная, имущественная выгода, устранение конкурентов, понуждение к действию или бездействию.
Выделяют следующие виды кибертравли:
Оскорбление - представляет собой открытую публичную переписку на информационных площадках сети «Интернет» посредством оскорблений, вульгарных обращений и замечаний к оппоненту.
Домогательство - направлено на преследование жертвы, путем систематических атак в ее адрес.
Клевета – направлена на распространение оскорбительной и неправдивой информации о жертве.
Самозванство – направлена на ухудшение репутации жертвы, путем создания идентичного аккаунта жертвы, либо же его завладением и осуществлением от имени жертвы негативной коммуникации.
Публичное разглашение личной информации – предполагает разглашение конфиденциальных данных жертвы, лицам которым она не предназначалась.
Социальная изоляция – предполагает отказ общаться с жертвой, ее игнорирование, либо исключение ее из сообщества или группы, социальный бойкот.
Киберпреследование –сбор информации о жертве с целью использования против нее, систематическое преследование, сопровождающееся угрозами и домогательствами.
Открытая угроза физической расправы – жертве направляются прямые или косвенные угрозы об убийстве либо причинения вреда здоровью.
Кибертравля существует исключительно в информационном пространстве и распространяется через информационно-коммуникационные каналы и средства, в связи с чем может показаться, что кибертравля менее опасна, чем травля в реальной жизни. На самом деле последствия могут быть самыми тяжелыми, речь идет не только о негативных эмоциях, которые испытывает жертва, депрессивных состояниях, но и о суицидальных мыслях, попытках и завершенных суицидах. Среди преследователей и свидетелей кибертравли происходит виктимизация, склонность к психосоматическим проблемам, делинквентному и агрессивному поведению, социальной тревожности.
Ситуация усугубляется тем, что из-за отсутствия визуального контакта жертвы и преследователя, последний может не осознавать критическое состояние жертвы, чтобы остановиться. В связи с этим, агрессия и психологические приемы в кибертравле более жестоки и опасны со стороны преследователя. Следует отметить, что понимание границ кибертравли у многих размыто, поэтому диапазон взаимодействия между жертвой и преследователем может варьироваться от безобидных шуток до психологического террора.
Учитывая, что кибертравлю характеризуют систематические, преднамеренные агрессивные действия в отношении жертвы, где главной целью является ухудшение эмоционального и психического состояния, ограничение свободы воли, то мы можем смело говорить, что подобного рода воздействие является психическим насилием.
К сожалению, в России на проблему кибертравли обратили внимание достаточно недавно, поэтому актуальных и объёмных исследований о ситуации в современных реалиях нет. Как следствие, данная проблема практически не решается, отсутствует эффективное регулирование системой законодательства и практика его применения со стороны правоохранительных органов. На данный момент в российском законодательстве нет прямых норм, устанавливающих ответственность за кибертравлю. Подобные дела регулируются общими нормами уголовного и административного права.