Александр Беленький продолжает рассказ о великих чемпионах прошлого.
Реванш между американцем Флойдом Паттерсоном и шведом Ингемаром Юханссоном состоялся 20 июня 1960 года, но до него прошел целый год. Этого времени оказалось достаточно для того, чтобы Юханссон вошел во вкус.
Собственно, он, если можно так сказать, и не выходил из него. Никакого фанатизма в тренировках он не терпел, и еще во время подготовки к победному бою с Паттерсоном в городке Либерти в штате Нью-Йорк его все время видели в местных ночных заведениях. Больше всего – в одном заведении, известном как “Grossinger's Catskill Resort Hotel”. Это если быть дотошным: «Отель Гроссингера в курортном районе Кэтскилл». Звучит по-русски коряво, но тогда это было очень известное и популярное место.
Ашер Зелиг Гроссингер, который тогда уже умер, был влиятельным и обаятельным евреем, который устроил здесь роскошную жизнь и построил этот великолепный отель, славящийся своим кошерным рестораном. Пища в нем была настолько вкусная, что собирала в изобилии людей и других национальностей. Один из них был прославленный чемпион в тяжелом весе 1952-56 годов Рокки Марчиано, которого здесь видели неоднократно еще в годы чемпионства. Другим стал Ингемар Юханссон.
Но, если Марчиано славился своими фанатичными тренировками и проводил время где-то один или с членами своей команды, из которых он выбивал всю пыль и весь дух, Юханссон запомнился обитателям отеля совсем другим. Здесь он праздновал Первый Понедельник недели, потом Первый Вторник, потом Первую Среду… И все это посреди тренировок.
Вероятно, все это лишь преувеличения, мне не удалось найти никаких указаний на то, что кто-то видел Юханссона навеселе, но он всегда был с красивой женщиной. Сначала это была модель журнала “Sports Illustrated” Элейн Слоун, потом много других, пока, наконец, это место не заняла Биргит Лундгрен, потом на какое-то время ставшая его женой. Затем они, правда, расстались, но снова сошлись, когда Юханссон умирал. Об этом мы еще поговорим.
Все это было как-то внове для тогда еще очень пуританской Америки после таких правоверных чемпионов в тяжелом весе, как Джо Луис (1937-49), Эззард Чарльз (1949-51), Джерси Джо Уолкотт (1951-52), хорошо знакомый в Кэтскилле небитый Рокки Марчиано (1952-56) со своими еще неразоблаченными секретами в плане ночных подвигов и Флойд Паттерсон (1956-59). Да и потом, если кто из каких-то чемпионов и нарушал дисциплину, то это он мрачно в одиночестве пил. Не эти чемпионы, а вообще. А тут…
Единственный, кто вел образ жизни, вроде Юханссона, был первый афроамериканец-чемпион в тяжелом весе Джек Джонсон (1908-1915), который проходил сквозь женщин, причем почти исключительно белых, десятками и сотнями, но это было так давно, что, вроде, уже и неправда.
Почувствовав интерес к жизнерадостному шведу, его сняли в небольшой роли в фильме «Все молодые люди». Фильм, кстати, серьезный, несмотря на то, что его заглавие является окончанием фразы: «Все молодые женщины будут любить всех молодых мужчин!» (All the young women will love all the young men!). В главной роли был будущий двукратный обладатель «Оскара» Сидни Пуатье. Кстати, совсем немного времени оставалось до 1964 года, когда он стал первым афроамериканцем, получившим эту премию. Но и тогда Сидни уже работал над этим.
Речь в фильме «Все молодые люди» идет о Корейской войне и об одной из первых воинских частей, где была отменена расовая сегрегация. Таким образом, Юханссон совершенно сознательно принял участие в антирасистском движении, что много говорит о нем. Популярный журнал “Sports Illustrated” вышел с Юханссоном на обложке, что было большой честью. Затем после небольшой паузы последовал самый популярный американский журнал “Life”…
В общем, жизнь была хороша. Оставалось только самая малость – побить этого самого Паттерсона еще раз. Между прочим, Флойд и Инго (Ингемар), люди, абсолютно ни в чем не похожие, не на шутку подружились. Их дружба продолжалась до 90-х годов, и закончилась… Ладно, об этом после. Тоже после. Жили весело, а закончили оба грустно.
Тем временем, пока публика наблюдала за любившим пожить Юханссоном подзабытый Паттерсон готовился к бою. Робкий Флойд впал в бешенство, но не агрессивное, а холодное. Он снова и снова смотрел запись боя с Юханссоном, а когда была достигнута договоренность о проведении матча-реванша, стал тренироваться как одержимый. В интервью перед боем он сказал, что вычислил все ошибки, которые допустил в первом бою, и увидел, как можно уверенно победить Юханссона. Ему не очень поверили. Между тем год, прошедший между первым боем и вторым, подошел к концу, и настало время реванша. На дворе стояло 20 июня 1960 года.
Бой был оформлен необычайно пышно. Певцы проникновенно исполнили гимны. Эта традиция уже существовала. Пели с искренней верой, которую не подделаешь. Рефери долго объяснял боксерам перед боем то, что все и так знали: ниже пояса не бить, слушаться команд… В общем, было дано понять, что это не хухры-мухры, а настоящая международная встреча. Симпатии публики? Они принадлежали обоим. Одному как американцу, другому – как белому. Типичный случай для очень затянувшегося послевоенного периода. Гражданская война закончилась в 1865 году, но почти сто лет спустя после двух мировых войн проигравший рабовладельческий Юг все никак не мог этого почувствовать. До окончательной отмены расовой сегрегации в южных городах страны оставалось еще больше десяти лет.
Ставили 8-5 на Юханссона. Слишком уж сильное впечатление произвел он в прошлый раз, когда нокаутировал Флойда. Пора, пора Паттерсону было на покой. Между прочим, в современных источниках вы можете найти данные, согласно которым ставили 8-5 на Паттерсона. Это ошибка, получившая распространение в виду того, что многие писавшие о бое знали его фантастический результат.
Первый раунд. Сразу стало ясно, кто готовился к встрече, а кто надеялся проехать на старом багаже. Те, кто поставил на шведа, очень скоро об этом пожалели. Всегда быстрый, Флойд включил какую-то суперскорость. Когда смотришь этот бой в записи, иногда создается впечатление, что кадры слегка подрезали – такими быстрыми были удары Паттерсона. Может быть, кто-то вспомнил его слова перед боем? Не думаю. Это потом все будут повторять, что они все видели и все знали. Пока лишь было видно, что Паттерсон натренирован, а Юханссон был просто Юханссоном, ничего нового.
В начале боя Флойд трижды бросался со своим левым хуком, первый раз после финта правой рукой попал, второй раз тоже зацепил в последовавший рубке, а в третий раз промазал в очередном рывке. Юханссон остаканился от такого порыва, но, в общем, на ногах остался.
Это было еще далеко не все. Еще несколько раз на протяжении первого раунда Паттерсон доставал Юханссона своим фирменным левым боковым, да и ударами справа, но в этих действиях не было какой-то финальности. Юханссон, видимо, решил дождаться окончания раунда. И, без больших приключений, дождался. Раунд был проигран вчистую, но ничего особенного, впереди еще была уйма времени. Конечно, он выглядел слегка помятым, но все-таки после перерыва это выглядело как мелкие неприятности.
Второй раунд Юханссон начал осторожно. Он держался от Паттерсона на безопасном расстоянии и смотрел. Флойд попробовал его в рывке достать левым хуком, но не получилось. Юханссон был начеку.
Как гром среди ясного неба «прогремел» удар Юханссона справа навстречу, и вдруг показалось, что все может закончиться так, как в первый раз. Флойд попытался сопротивляться, но скоро пропустил снова, а потом снова. Где-то минуту он только отступал, ожидая, когда голова прочистится. К концу раунда он немного отошел, но раунд был, конечно, проигран Паттерсоном.
В третьем раунде, понимая, что момент упущен (вообще-то, «момент» длился две с половиной минуты предыдущего раунда), Юханссон принялся действовать из-за джеба. Какое-то время казалось, что у него это получается. Даже его руки казались длиннее.
Но Паттерсон быстро восстановил статус-кво. Он тоже действовал из-за джеба, что при грамотных уходах головой от действий противника приносило «доход». Потом он дважды очень неожиданно для Юханссона ударил левой по корпусу, а завершил это все мощным ударом правой в голову. Раунд, вне всяких сомнений за Паттерсоном. Он продолжает поддавливать и, рано или поздно, это должно принести свои плоды.
Бой все больше напоминал схватку маленького и гибкого, то есть Паттерсона, с большим и статичным Юханссоном, хотя разница в размерах была не такая уж большая. 86,2 кг у Паттерсона и 88,3 кг у Юханссона. Плюс еще Юханссон на 1 см выше, но он кажется значительно больше, так как он находится в своем природном весе, а Паттерсон очень накачанный. В самом деле, таким тяжелым он еще не был никогда в своей карьере.
В четвертом раунде Паттерсон несколько раз за счет того, что качает головой под атакой Юханссона, выигрывает дуэль на джебах. Он свои удары сдваивает, страивает, но до цели доводит. Иногда очень ощутимо. У Юханссона ничего подобного не получается. Где-то в середине раунда Паттерсон наносит очень неплохой правый боковой в голову. Юханссон терпит. А что еще ему остается?
В конце завязывается долгий обмен боковыми на короткой дистанции, но в этих ударах нет нокаутирующей силы. Раунд закончен. Победил в нем, конечно Паттерсон.
На пятый раунд Юханссон вышел уже очень усталый. Снова завязавшуюся дуэль на джебах с переходом в более открытую атаку он проиграл. Подныривающая и раскачивающаяся голова Паттерсона протекала сквозь его выставленные вперед руки, а за головой, точнее, впереди нее, шли и кулаки. Было делом времени, когда Юханссон пропустит что-то «несовместимое со стоянием на ногах».
Меньше чем через минуту Паттерсон разрядил свой левый боковой в прыжке вперед Юханссону в голову, и он упал. Швед каким-то образом встал, но дальше все было понятно. Паттерсон черпал «озверин» из воздуха, проникнутого его победой. Он безостановочно атаковал с обеих рук. Несколько раз от падения, во всяком случае, так казалось, Юханссона спасали только канаты. Но вот Паттерсон опять в прыжке вперед нанес левый хук, и Юханссон распластался на полу, причем голова его была неподвижна, а ногу била дрожь. Было ясно, что это нокаут, но неясно, какой глубокий.
Паттерсон шумно праздновал, в перерывах пытаясь подойти к Юханссону. «Я дам тебе еще один шанс, как ты дал его мне», - сказал ему Паттерсон. Он всегда держал слово, за что его и уважали.
Так что это еще не конец истории. Юханссон, кстати, встал лишь через несколько минут. Но был, как и обещал Паттерсон, и третий бой, ничуть не хуже двух предыдущих. Он состоялся в Майами 13 марта 1961 года, но до него еще произошли события, которые позволили Флойду и Инго усомниться в том, что они самые сильные боксеры в тяжелом весе. Впереди была новая эра, а они к ней не были готовы.
(окончание следует)
Александр БЕЛЕНЬКИЙ