Найти тему
Аппетитный Маркетинг

1 АПРЕЛЯ — НИКОМУ НЕ ВЕРЮ! Как бренды разыгрывают клиентов в День смеха

Оглавление

В конце марта, продумывая изощренные, но, безусловно, сугубо дружеские шуточки для коллег, друзей и семьи, мы даже не задумываемся о том, откуда произошел праздник 1 апреля, почему у него несколько названий и зачем он нужен. Этот праздник уже стал полноценной частью нашей жизни, особенной клеткой в календаре, именно поэтому в последние годы все больше компаний и брендов «вливаются» в юмористический поток и не упускают возможность разыграть своих клиентов, покупателей и гостей. Ведь нам всем иногда не хватает смеха и улыбок.

Сегодня, перед праздником 1 апреля, мы расскажем откуда же произошел этот знаменательный день, а также поведаем о самых смешных и необычных пранках, которые за последние годы шутливые маркетологи крупных компаний сыграли над своими ничего не подозревающими клиентами. Готовьтесь улыбаться!

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ 1 АПРЕЛЯ?

Существует целый ряд теорий о том, откуда же произошел этот день, который воспевают уже много лет все доморощенные юмористы (мы, например!). Единственным доподлинно известным фактом остается то, что праздник пришел к нам из Европы, но вот дальше историки и приколисты пожимают плечами и разводят руками — дескать, ниточка оборвалась.

Согласно самой правдоподобной версии происхождения Дня смеха, «выдумщиками» оказались французы XVI века. В то время Новый год по старому календарю выпадал на конец марта - начало апреля (обычно с 25 марта по 1 апреля). Однако в 1564 году, когда страна уже перешла на григорианский календарь, король Карл IX издал указ, предписывая подданным отныне праздновать Новый год 1 января. Но указ указом, а шалости по расписанию! Несмотря на то, что теперь люди действительно отмечали Новый год 1 января, никто не запрещал им радовать друг друга глупыми безделушками и смешными презентами в весенний «Новый год». Историки полагают, что именно из этого момента в истории и мог зародиться этот праздник.

ДЕНЬ СМЕХА ИЛИ ДЕНЬ ДУРАКА?

Нужно заметить, что в большинстве стран, где не принято (даже ласково) обзывать своих соотечественников, официально праздник 1 апреля все же называют Днем смеха. Однако второе его имя вошло в обиход из-за простой людской забывчивости. Как вы понимаете, не все сразу запомнили, что отныне Новый год празднуется 1 января, и по привычке поздравляли своих родных и близких весной. Таких рассеянных с известной улицы ласково называли дурачками (ох уж эти французы!) или «poisson d’avril», что переводится как «апрельская рыба», то есть рыба, которую не сложно взять на крючок. С легкой руки забывчивой части населения традиция дарить смешные подарки, шутить и разыгрывать людей 1 апреля ушла в народ, а затем и распространилась по всему миру, подарив этому дню еще одно название — День дурака.

А ВАМ ВСЁ ШУТОЧКИ ШУТИТЬ!

Заядлые шутники, конечно, не могли бы не отметить, что с каждым годом все больше и больше компаний и брендов «включаются» в первоапрельский тренд и стремятся смешно и реалистично (иногда даже слишком) разыграть своих клиентов. Ну а кто хотя бы раз не попадался на такие «пранки»!

Бренды из сферы гастрономии, конечно, не обходят стороной День смеха и иногда придумывают такие шутки, что только и успеваешь за голову хвататься!

В 2021 году бренд доставки питания на дом Grow Food поразил свою аудиторию анонсом нового типа продукции «Праноед-обед». Компания представила набор блюд для просветленных и осознанных, стремящихся «найти истину» и избежать негативного влияния окружающей среды, — набор блюд из чистого алтайского воздуха. На распространенных рекламных материалах красовались фирменные герметичные упаковки, но только абсолютно пустые внутри. Представлял продукт несуществующий CEO компании Алексей Брахман, якобы недавно вернувшийся с Бали и по достоинству оценивший Праноед-обед. Выглядела реклама крайне реалистично, а главное, учитывая растущий интерес к различным духовным практикам, аскезам и отказу от «лишнего» в пользу просветления, невольно думаешь: «А вдруг на полном серьезе?»

-2

«Додо Пицца» в 2017 году тоже играла с концепцией несуществующей еды в качестве первоапрельского пранка. Компания предлагала клиентам заказать онлайн вкуснейшую и абсолютно инновационную невидимую пиццу! Завлекали всячески: «Только сегодня!», «Второй такой нет!», «В ней нет ничего лишнего!». Заманить в капкан удалось далеко не многих, ведь в комментариях под постами Додо Пиццы сразу появились «умники», которые вполне резонно указывали всем (много-много раз), что это шутка компании к 1 апреля. Единственное, о чем они не догадывались, — это то, что шутка оказалась многогранной: нашлись интересующиеся, которые все-таки делали заказ! Судя по комментариям в аккаунтах компании, заказавшим невидимую пиццу курьеры привозили сюрприз — пиццу вполне видимую и вкусную, да еще и бесплатно! Вот так прикол! А можно с нашим офисом так пошутить?

-3

В 2018 году шеф-повар екатеринбургского ресторана «Замес» Владимир Олькницкий заявил о том, что в его заведение ворвались люди в масках и за неимением денег в кассе украли (внимание!) 50 кг пельменей. К своему заявлению о краже Олькницкий приложил кадры с видеокамер. Заботливые и шокированные СМИ со всей прилежностью отнеслись к своей работе, и уже на следующий день новость об ограбленном «Замесе» пестрела в крупных новостных порталах.

Каково же было удивление общественности (и, скорее всего, полиции), когда оказалось, что Владимир просто пошутил! 1 апреля же! Кажется, что за такие шуточки можно и поплатиться, так что, наверное, с правоохранительными органами лучше пранки не проводить. Хотя шеф-повар заставил всех говорить о своем заведении, так что с точки зрения маркетинга — зачет!

-4

Еще один приколист на гастрорынке,  сервис «Кухня на районе», в 2019 году запустил меню высокой кухни, в котором все блюда назывались по-французски, цены варьировались от 500 до 900 рублей, а фото еды вызывали, мягко говоря, легкий шок и недоумение. Несмотря на то, что «Кухня» в итоге призналась, что это была лишь невинная первоапрельская шутка, заказ из «высокого» меню на сайте был возможен, так что не удивимся, если эти «тончайшие» блюда все-таки поступали адресатам. Также не удивимся, если вместо шедевра под хитрым названием «saucisse de poulpe» скрывались традиционные молочные сосисочки с пюрешкой — и тут даже не понятно, что хотелось бы получить больше!)

-5
-6

Для крупных компаний стопроцентным способом разыграть, запутать и даже напугать своих клиентов является игра с дизайном сайтов. Например, несколько лет назад российские банки «Тинькофф» и «Сбербанк» менялись фирменными цветами, вводя своих пользователей в абсолютное смятение. А компания «Билайн» в 2017 году запустила невероятно «продвинутое» обновление своей страницы в соцсети ВКонтакте, в котором все напоминало олдскульный (старинный то есть) арт из приложения Word. И пока часть пользователей гадала, является ли это хакерской атакой или было сделано специально, другая твердила о том, что все это шутки хитрых маркетологов, но так или иначе «Билайн» заставили говорить о себе.

-7

Другой оператор связи – «Мегафон» тоже отличился своими первоапрельскими шутками в 2017 году. Компания запустила настоящие выборы в «Министерство мемов». Кандидатами, как вы могли догадаться, были самые известные и смешные интернет-мемы, за первенство которых между их поклонниками развернулась настоящая борьба! И хотя через день уже никто не помнил, да и даже не интересовался тем, кто все же победил, уверены, страницы компании получили огромное количество «кликов», ведь каждому клиенту хотелось отдать свой голос за любимую картинку.

-8

Интересно пошутила в интернете в 2016 году компания «Aviasales»: на электронную почту клиентам отправили рассылку, усыпанную комментариями редактора для исполнителя. «Здесь ничего не расписывай… пиши, что акция и вся фигня…», «болдом делай!», «кому надо, тот проверит» и еще ряд редакторских перлов пестрел в «рекламном» сообщении. Казалось, будто бы нерадивый менеджер нечаянно отправил по базе «внутренний» продукт. Впоследствии такую «а-ля случайность» пытались повторить в своих первоапрельских шутках и другие бренды, но рассылка Aviasales навсегда осталась легендарным розыгрышем, над которым смеются каждый год.

-9

Кстати, шутки способны шутить не только бренды и компании. Оказывается, и Правительство Москвы может иногда посмешить горожан. В 2021 году Департамент транспорта Москвы запустил к 1 апреля милую акцию: на Кольцевой ветке метро катались поезда, в которых место стандартной дверной надписи «Не прислоняться» красовались следующие попадающие в сердечко слова: «Не грустить», «Не унывать», «Не огорчаться». Идея появилась из наблюдений за пассажирами в надежде «улыбнуть» обычно строгих и серьезных москвичей. И у них действительно получилось!

-10

Вообще, Московское метро, видимо, очень юморная организация, ведь пять лет назад там уже смешно шутили над пассажирами с помощью странички подключения к Wi-Fi. При запуске выскакивала страничка с каплями для носа, где людям предлагали приложить нос к экрану и узнать свое будущее. Когда это не получалось – сайт игриво выдавал: «Возможно, Вас кто-то водит за нос!» Вот такие веселые пранки рождаются в московской подземке на 1 апреля!

-11

А вот то, над кем шутил в 2019 году 2GIS Астана — над департаментом транспорта города или над пассажирами — так и осталось загадкой. Сервис ввел в приложение новую функцию — проезд в общественном транспорте зайцем! Только представьте себе белых и пушистых, которые распланировали для себя «бесплатный» проезд, а оказалось, что это все розыгрыш! Жестоко, 2GIS, но, признаем, смешно!

-12
-13

Как ни крути, жизнь — сложная и серьезная штука, в круговороте которой мы порой теряем позитив и забываем просто радоваться тому, что имеем. Это простая истина, о которой нам все же нужно иногда напоминать. И как бы нас не разыгрывали в День смеха, сколько бы ни ходили мы со смешными стикерами на спине или рисунками на лице, главное знать: все станет легче, если просто посмеяться над собой. И как же здорово, что бренды, компании и организации своими пранками заставляют нас делать это хотя бы раз в году — 1 апреля!

С праздником! (У Вас чернила на носу!)

Юмор
2,91 млн интересуются