Найти тему
Ирина Нармонтене

Рецензия к фильму "Любовники Марии"

Экранизация рассказа Андрея Платонова "Река Потудань" была осуществлена в 1984 году в Голливуде кинорежиссёром Андреем Кончаловским. Главные роли фильма исполнили Настасья Кински и Джон Сэвидж. Драма о трепетной любви бывшего военного, который пережил психологическую травму при участии в войне с Японией. Во время нахождения во вражеском плену, прямо на его глазах был жестоко казнён сослуживец, такой же молодой парнишка, как он сам - тому отрубили голову, а после беременная крыса до отвала наелась кровавой человечины...

По возвращении главный герой по имени Иван никак не может освободиться от наваждения, поскольку на войне он умудрился не сойти с ума, фантазируя, как женится на возлюбленной по имени Мария. Однако после состоявшейся свадьбы в реальной жизни, он слишком долго медлит в исполнении супружеского долга, ведь настоящая жена из плоти и крови продолжает видеться ему образом из фантазий. Мало того, при попытке сблизиться с Марией, он непременно вспоминает ту окровавленную крысу... Похоже, его угнетает чувство вины за кровь казнённого товарища, за унизительное бессилие узника.

Так же интересным эффектом режиссуры картины лично мне видится секретное место былых встреч юных Ивана и Марии, которое меняется в зависимости от времён года, что отображает эмоциональное состояние двух влюблённых. Старое кресло посреди поля через время остаётся неизменным, словно трон в сердце, предназначенный для единственного объекта обожания... Там Марию давно ожидает довоенный подарок Ивана: золотые серёжки в виде католических крестиков...

Как мне думается, в фильме так же показано довольно искажённое отношение главного героя к физической близости, навеянное христианской моралью, судя по строгому распятию над изголовьем супружеского ложа. Идеализируя возлюбленную, несчастный муж не может переступить через собственное отношение к интиму, как чему-то нечистому, греховному и запретному. Любимая кажется ему образом и подобием божества - святыней, которую нельзя осквернять, в то время как с женщинами из плоти и крови, которых он не любит, можно ничуть не церемониться. Инстинкты уводят-таки мужчину от эфемерной любви. Он уезжает на заработки. Работая на скотобойне, Иван то и дело старательно смывает кровь забиваемых животных с цементного пола, будто тем самым пытается очистить свои воспоминания о войне, а в свободное время предаётся разгульной жизни с девицами лёгкого поведения.

Когда же какой-то заезжий ловелас соблазняет томящуюся в одиночестве Марию, лишая её девственности через год после свадьбы, муж всё-таки находит в себе силы опомниться. Узнав новость о беременности жены, он поначалу сильно разгневан, ведь между ними так и не не случилось близости до его отъезда, но впоследствии понимает, что причиной всему его комплексы, в том числе навязываемые родным отцом, который с самого детства частенько унижал отпрыска с целью самоутвердиться за его счёт путём выражения собственного превосходства. Когда главному герою снится кошмарный сон, как окровавленная крыса лезет ему в горло, будто внешняя скверна пробирается в нутро, становясь им, он остервенело убивает её во сне башмаком, тем самым символично навсегда освобождаясь от жуткого наваждения, связанного с войной и его тогдашними фееричными фантазиями о Марии.

Между прочим, мне показалось, что имя героини выбрано не случайно и наводит на мысль о том, что автор рассказа позволил себе иронично усмехнуться над евангельским сюжетом о непорочном зачатии, а так же выразить философскую мысль о том, что так или иначе все младенцы чисты и приходят сюда по воле Бога через искомый по всему свету священный Грааль - источник, пренебрегемый многими как нечистый. Но не дремлет так же лукавый, который иногда может явиться в грешном мире в образе дияволски соблазнительного нахала, охотно воспользовавшегося правом первой ночи, чем прежде то ли не посмел, то ли погнушался воспользоваться муж главной героини данной картины.

Ранее тот же прохиндей при случайном знакомстве отдал Ивану собственные солнцезащитные очки, которые перед тем напяливал на пса. Что называется, свято место пусто не бывает, но чрезмерно превозносящий чистоту рано или поздно окунается в пренебрегаемую мерзость, аки пёс, видящий жизнь искажённо двойственной, через призму умственного невежества, разделяющего абсолютную истину на зло и добро.

И уже совсем прозрачным намёком усматривается мысль автора произведения о том, как некая чуждая идеология способна прижиться в умах, подобно неродному младенцу, взращиваемая на благодатной почве неуверенности в себе из-за комплекса вины и неполноценности, что позволяет разношёрстным проходимцам красть самое ценное и чистое, вместо уворованных благ навязывая персонажам не слишком приятные вещи, наяву кротко принимаемые за высшую волю Создателя, но в пророческих снах низвергаемую, будто упившуюся кровью крысу.

Но всё-таки, как мне думается, основная мысль фильма содержит жизнеутверждающую победу духовного над материальным, человечной любви над животными инстинктами. Ведь любить способна душа, в то время как телесный ум никогда не поднимается выше животной похоти. Любовь воссоединяет чистые души с Творцом, для которого нет чужих детей, нет врагов. Всё это порождение материалистичного ума, который есть лишь проекция божественного сознания вечной души.

Фильм имеет возрастные ограничения 18+, так что для просмотра перейдите в YuoTube: