Цель третей части нашей сегодняшней прогулки – пройтись по Якиманке.
1 и 2 часть смотрите здесь 👇
🌁 Патриарший мост
Патриарший мост соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные.
Он был возведен в 2004-2005 гг., как Вы думаете, по чьему проекту? Да, в числе авторов проекта выступили архитектор Михаил Посохин, автор Корпуса № 1 Московского кремля (резиденции президента РФ) и Зураб Церетели.
Во время нашей прогулки и комментариев, дети сделали замечание, что Патриарший мост должен быть рядом с Патриаршим прудом. Ну что тут скажешь. Разные объекты и разные истории. Мост получил свое название в честь патриарха Александра II. А пруды, как известно, получили свое название после того, как слобода отошла во владение патриарху Гермогену XVII веке.
Патриарший мост строился с двух сторон, а когда обе части были готовы их развернули и зафиксировали. Это определило и будущий облик: часть со стороны Храма ажурная и выложена из каменных плит разных цветов, а со стороны Берсеневской набережной участок отделан белым мрамором.
Пройдя через мост, мы отправились в Сыроварню на Октябре (Берсеневский пер., 2, стр.1) и купили в сырной лавке свежий, вкусный сыр буррата. Нас еще привлек десерт Чебурашка, но решили, что есть эту милую зверушку не захочется.
Двигаемся из Сыроварни направо до Болотной набережной и по ней идем вдоль Водоотводного канала в сторону Малого Каменного Моста. Неожиданно для себя посмотрели арт-объект «Большая глина №4» и здание ГЭС-2.
🌫️ Скульптура «Большая глина №4» швейцарского скульптора Урса Фишера
«Большую глину №4» установили в 2021 году на Болотной Набережной в Москве. С тех пор жаркие споры о самом, пожалуй, спорном памятнике не умолкают. Это 12 метровая копия комка глины, который скульптор размял в руках, разломил на несколько кусков и выложил один на другой.
Инсталляция приурочена к открытию «ГЭС-2» — центра современного искусства. Москва — не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017-м — в итальянской Флоренции. Москвичи, как только ее не называли. Мы цитировать не будем, но точно отдаем предпочтение нашумевшему также в свое время памятнику Петру I (Крымская наб., 10). Его тоже можно легко наблюдать с набережной.
Вообще от Фишера этого можно было ожидать. В 2016 году в центре «Гараж» он представил «радикальную интерпретацию классического натюрморта» - фаянсовый унитаз, заполненный фруктами.
Кстати, пару лет назад писали, что и у нас Глина не задержится, поэтому спешите, если есть желание запечатлеть или просто посмотреть поближе.
⚡ ГЭС-2 – Дом культуры (Болотная набережная, 15)
Зданию ГЭС-2 на Болотном острове более 100 лет. Электростанция была построена еще в царской России, пережила революцию, войну, снабжала электричеством трамваи, Кремль, много раз перестраивалась. Когда строили Трамвайную электростанцию сильно об окружающей среде не думали, кирпичные трубы выбрасывали гарь в московское небо.
«Река Москва в четырехтрубном дыме», — писал в 1931 году Осип Мандельштам.
Но в 2021 году все изменилось, и здание благодаря итальянскому архитектору Ренцо Пьяно обрело новую жизнь. На смену закопченным кирпичным трубам пришли высокие металлические трубы синего цвета, которые, наоборот, забирают чистый воздух с высоты 70 метров и подают его в здание.
В 2022 году Дом культуры «ГЭС-2» стал первым культурным учреждением в России, получившим престижный экологический сертификат.
Сейчас там проходят выставки. Нужно будет посмотреть расписание.
🖼️ Арт-галерея VEKARTA (ул. Большая Якиманка, 26)
Переходим через Малый Каменный Мост и по Большой Полянке и Большой Якиманке доходим без приключений ко второй важной точке нашего маршрута – арт-галерее Vekarta.
Сегодня посещаем экспозицию «Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи». Галерея посвящена творчеству самых загадочных гениев эпохи Возрождения, которые не страшились иронии и сатиры, исследуя человеческую греховность. Среди известных работ - «Сад земных наслаждений», «Искушения святого Антония», «Триумф Смерти», «Поклонение Волхвов» и другие.
Это, конечно, на любителя. И здесь даже важно не сам выбор художников, сколько то, что VEKARTA представляет репродукции картин в небольшом пространстве. Несколько узких залов, аудиогид всего на несколько важных картин, странно организованное пространство, но, Вы знаете, мы совсем не пожалели. Галерея в итоге следует своей концепции.
Когда-то арт-директор галерей VEKARTA Анна Павельева говорила, что во времена, когда передвижение картин осложнено, популярность будут набирать нестандартные экспозиции, мультимедийные проекты и выставки репродукций. Такие центры станут местом отдыха, где посетители будет ограждены от непрерывного информационного потока.
Галерея работает в выходные до 20.00. В Москве несколько территорий этой выставки, но приобретать хоть и со скидкой билет сразу на три выставки, мы не рискнули. Когда еще попадем!
Сувениры были куплена на выставке Зураба Церетели, поэтому пора домой.
🏡 Особняк купца Н. В. Игумнова (ул. Большая Якиманка, 43 строение 1)
По дороге к станции метро Октябрьская, следуя по Большой Якиманке, успеваем посмотреть еще один красивый дом. Дом Игумнова – один из самых известных московских домов в русском стиле. Этот терем-дворец построил в 1893 году Н. И. Поздеев, городской архитектор Ярославля, влюбленный в зодчество древнего города. Дом строился в виде сказочного дворца. Игумнов хотел покорить Первопрестольную и не скупился. Мог себе позволить, ведь Николай Васильевич был совладельцем Ярославской
Большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски, был человек очень богатый.
Кирпич для строительства везли на стройплощадку непосредственно из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах
Кузнецова.
Хотя дом обошелся и для него дороговато. С этим связана одна из десятков легенд, которым овеян особняк.
Согласно одной из них, расстроенный Игумнов отказался оплачивать всё, что было сверх предоплаты, после чего архитектор Поздеев
покончил с собой. Но по официальной версии, зодчего подкосил туберкулез, и он не дожил до конца строительства. Оформление интерьеров завершал уже его брат, Иван Поздеев.
В любом варианте, этот проект стал последней работой Николая Поздеева.
Еще пересказывают легенды о замурованной в стенах неверной возлюбленной и танцах на золотых империалах. Первая гласит, что Игумнов построил дом, чтоб жить здесь вместе с любовницей-танцовщицей, но уличив ее в измене, приказал замуровать в стенах дома. Согласно второй легенде, Игумнов устроил в доме бал и приказал усыпать пол золотыми империалами. Власти расценили такой бал как оскорбление государя, ведь это его портрет помещен на монетах. За это хозяин и был выслан в Абхазию.
Но удивительны не только легенды, а облик особняка. Кузнецовские изразцы, которые украшают фасад здания, потребовали большого объема реставрационных работ. Дом выглядит сказочно.
Ничего не нашли в Интернете о возможности посещения дома. Будем ждать ночь в музее.
Спасибо, что прогулялись с нами по улочкам Москвы! 😊