Найти тему
ИНОСМИ

Страны Средней Азии стали полигоном геополитического соперничества

Государства Средней Азии, которые иногда обобщенно называют «станами», привлекают к себе особое внимание больших и мощных держав из-за нерастраченных обширных ресурсов и природных богатств. Но еще важнее оказалось их геополитическое положение, так как этот регион особенно значим для тех государств, кто претендует на доминирование в мире, пишет Stav.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Помимо США, России, Китая, Ирана и Индии, а также Великобритании и Евросоюза особый интерес к странам Средней Азии проявляет Израиль, несмотря на отдаленность этого региона от Палестины. Западные державы заинтересованы во влиянии на этот регион, и их интерес к «станам» дополнительно возрос за последние несколько лет из-за конфронтации между Западом и Россией. Запад хочет ослабить ее, в том числе, ограничив российское влияние в Средней Азии, которое пока там сильно, особенно в оборонной сфере. Именно в этой части мира, которую Россия в прошлом, будучи империей, превратила в свой трофей, она соперничала с Великобританией. Некоторые историки называли этот регион крышей мира, без контроля над которой невозможно сохранить гегемонию в мире.

Вторая причина геополитической борьбы за «станы» заключается в стремлении западных держав ограничить и сбалансировать влияние Китая в этом регионе, который тоже считает его своей «епархией». Интерес со стороны США, Великобритании, а также Индии к Средней Азии можно рассматривать как попытку помешать Китаю и его инфраструктурному мегапроекту «Один пояс и один путь». Китай применяет стратегию расширения своего экономического влияния, создания цепочек и связей на всей территории Средней Азии. Он делает это, руководствуясь собственными экономическими интересами, и вместе с тем китайская стратегия полезна для всех государств, которые участвуют в этом величайшем мировом проекте развития в современной истории человечества. Это лучше всего подтверждается тем фактом, что в Западной Азии значительно ослабло американское влияние, а влияние Пекина усилилось. Китай подписал с Ираном, Саудовской Аравией и другими государствами богатыми нефтью и газом стратегические соглашения, а китайское влияние в Африке превосходит влияние старых европейских держав, таких как Франция и Великобритания.

Китай хотел бы реформировать мировой порядок, чтобы закрепить свою влиятельную позицию, которая по праву принадлежит ему как державе. Россия же совершенно иначе относится к мировому порядку, будучи ревизионистской державой, переживающей свой закат. Она силой пытается сохранить свой статус великой державы, подрывая и саботируя западные интересы где только можно. Но Россия, хотя и является самым большим по площади государством, а также располагает ядерным арсеналом и большими запасами энергоносителей, все же недостаточно сильна и влиятельна в смысле мягкой силы, чтобы привлекать остальной мир в экономическом и культурном плане. Поэтому Россия особенно активна и агрессивна на востоке Европы, на Кавказе, на Балканах и, конечно, в Средней Азии, на своем «заднем дворе». Москва понимает, насколько уязвима она с этой стороны, и знает, что там ей может грозить опасность, если ее западным соперникам удастся распространить свое влияние в государствах Средней Азии.

Конфронтация Запада с Китаем особенно сильна в Индо-Тихоокеанском регионе, но центром этого конфликта, который еще не перерос в военный, является Средняя Азия, где стратегия Запада заключается в одновременной конфронтации с Россией и Китаем. Кроме того, Запад стремится саботировать влияние Ирана в этом регионе.

Особую роль здесь отведена Великобритании. Британские и российские интересы конфликтуют в этом регионе с XVI века. Аналитики уверены, что британская разведка активизировалась в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.

Что касается политики Вашингтона в отношении государств Средней Азии, то он, в первую очередь, руководствуется желанием расширить свое влияние в регионе, который находится на границе с Россией и Китаем, главными американскими оппонентами.

Некоторые наблюдатели ошибочно интерпретировали поспешный уход американцев из Афганистана как отказ от глобальной гегемонии. Но правда заключается в том, что американцы лишь поменяли позиции и перенаправили ресурсы на реализацию все той же цели, то есть на сохранение глобального доминирования. Стратегия США в Средней Азии была просто пересмотрена, они не покинули этот регион.

Некоторые хорошо осведомленные аналитики уверены, что сейчас и Великобритании, и США выгодна геополитическая нестабильность в Средней Азии. Она позволяет им держать Россию и Китай в ослабленном состоянии. Помимо этого «стратегического союза» Великобритании и США в Средней Азии, есть еще Франция. В начале февраля в Париже проводился круглый стол под патронажем парламента Франции, на котором обсуждалось расширение западного присутствия, в том числе Франции, в Средней Азии ради ослабления там влияния России и Китая. С этой целью Париж культивирует отношения с политическими лидерами среднеазиатских государств, в том числе с Шавкатом Мирзиёевым и Касым-Жомартом Токаевым, которые уже приезжали в Париж с официальным визитом. Франция обещала миллиарды долларов вложений в страны региона. Крупнейшая французская атомная компания «Орано» подписала с узбекским добытчиком урана договор о стратегическом партнерстве, который предусматривает совместную разведку и разработку месторождений урана.

Повышенный интерес Парижа к этому региону в основном объясняется тем, что Франция нуждается в уране для своих АЭС. Франция — европейский лидер в производстве атомной энергии. А Казахстан — мировой лидер по добыче природного урана. В Казахстане находятся 26% от всех разведанных запасов урана в мире. Помимо экономических целей, Франция также заинтересована в вытеснении России из Средней Азии и особенно из Казахстана.

Полный текст статьи опубликован на сайте ИноСМИ здесь.