Вячеслав БУТУСОВ, фронтмен популярной ещё с советских времён рок-групп Nautilus Pompilius, написал музыку к знаменитому фильму «Святой архипелаг».
На днях меня пригласили в большущий кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате, где состоялась премьера для широкой аудитории 98-минутного документального фильма «Святой архипелаг», посвященного жизни знаменитого мужского Соловецкого монастыря, основанного еще в начале XV веке.
Примечательно, что эта работа режиссера Сергея Дебижева стала первой в истории российской документальной лентой, которая выиграла в конкурсе 44-го Московского международного кинофестиваля. Съёмки смело можно назвать сенсационными.
Никто еще так емко не показывал жизнь православного монастыря. Среди героев картины и настоятель обители епископ Озерский Порфирий, и насельники. Показан даже постриг в монашество. Кадры поистине уникальные.
Бутусовский прорыв
Примечательно, что музыку к фильму написал певец и композитор Вячеслав Бутусов, фронтмен популярной еще с советских времен рок-групп Nautilus Pompilius. Конечно, выбор кажется необычным.
Но, судя по откликам, заслуженный артист России блестяще справился со своей многотрудной задачей. Понятное дело, она была и чрезвычайно ответственной, поскольку в церковной жизни существуют свои строгие каноны.
Как отметил один из критиков, Бутусов совершил настоящий прорыв в своем творчестве, поднявший на невероятную высоту.
- Почему я принял участие в проекте? - рассказал Вячеслав Бутусов во время пресс-встречи с создателями картины. - Никакого секрета тут нет: сколько себя помню, я всегда интересовался жизнью монахов и обителей.
При любой возможности старался заглянуть в тот или иной монастырь. Скажу прямо: Соловки меня всего перевернули!
Музыка к фильму «Святой архипелаг» для меня стала первым опытом в качестве кинокомпозитора. Конечно, я тщательно изучил сценарий.
Потом не раз пересмотрел отснятый материал. Как вы можете заметить, музыка практически все время сопровождает картину. Естественно, я не мог сочинять что-то в духе Nautilus Pompilius.
Передо мной стояла совсем другая задача. Я ориентировался на академическую музыку, на духовные песнопения, в том числе на старинные канонические монашеские исполнения. Конечно, я понимал, какая колоссальная ответственность была на меня возложена.
Вот я и постарался не подвести. Потому что для меня это, с одной стороны, очень ценный - и даже бесценный! - опыт, как композитора, а с другой стороны, тема сама по себе наиважнейшая.
Недаром Соловки называют духовным центром России. Хотя географически это далекая окраина нашего государства.
Однако когда попадаешь туда, то кажется, что Соловки находятся в самом центре мироздания. Такая там мощнейшая энергетика!
О вере из первых рук
Если говорить формально, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный (то есть имеющий свою автономию) мужской монастырь Русской православной церкви находится в поселке Соловецкий Приморского района Архангельской области на Соловецком острове в Белом море.
Во времена СССР на территории обители действовал первый в стране лагерь особого назначения, где перековывали всех, кто был не согласен с советской властью. Эта тема тоже затронута в фильме. По словам его создателей, очень важно не забывать об истории, какой бы горькой она не была.
Монашеская жизнь в обители была возобновлена относительно недавно - 25 октября 1990 года. А вскоре, в 1992 году, весь комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Лавинообразный интерес
Примечательно, что огромный кинотеатр «Октябрь» был полон зрителями. Хотя фильм весьма, так сказать, специфический. Тема вроде бы довольно узкая: жизнь мужского монастыря.
Характерно и то, что в зале было немало молодежи. С полными аншлагами прошли и три показа во время 44-го Московского международного кинофестиваля. Кроме того, картина получила массу других наград.
- Если честно, мы и сами удивляемся, - отметил режиссер и сценарист «Святого архипелага» Сергей Дебижев. - Ведь речь идет о сугубо документальном кино.
Но мы видим, что к нашей картине какой-то лавинообразный интерес, который увеличивается буквально не по дням, а по часам. Общественный резонанс просто ошеломляющий.
Хотя к кинематографу в целом мы относимся вовсе не как к спорту, где важны медали и достижения. Мы ставили перед собой совсем другие задачи. Но, безусловно, нашей команде очень приятно, что лента вызвала такой огромный отклик.
Значит, тема и впрямь актуальная. Мы снимали на Соловках в течение двух лет. Так что каждая из 98-ти минут экранного времени была нами буквально выстрадана.
- Сейчас говорят, что ваш фильм — это настоящий прорыв в документалистике!
- Увы, не секрет, что в постсоветский период документальное кино заметно утратило свои позиции. Хотя раньше считалось очень престижным снимать именно документалистику.
А потом она скатилась в какое-то мелкотемье. Утраченными были как форма, так и содержание. Документалистику снимали по какому-то остаточному принципу. Без всякой художественной задумки.
В общем, абы как. Поскорее! Лишь бы поставить галочку для отчета. Хотя я считаю, что именно в документалистике с профессиональной точки зрения все должно быть выполнено предельно совершенно.
Однако часто, к сожалению, выпускали простые отчеты.
Включили камеру, сняли, вот и вся нехитрая задумка. Но я уверен, что в любом жанре, в том числе и в кинодокументалистике, можно найти потрясающие образы, которые затронут душу зрителей.
Но вместо этого публику из года в год кормили какими-то абсолютно бессмысленные фильмами. Откровенно пустыми и унылыми. Смотришь и думаешь: зачем и для кого все это снимали?
Что, конечно, отпугнуло публику. Люди стали понимать: если приглашают на документальное кино, значит, будет что-то занудное, скучное и мелкотравчатое. В общем, не стоит даже напрягаться.
Как известно, зрители голосуют ногами. Для нашего жанра это стало большой бедой. Я рад, что на «Святой архипелаг» люди, наоборот, идут. Надеюсь, что постепенно наша кинодокументалистика возродится как птица Феникс из пепла.
Отмечу, что впервые в истории именно российский документальный фильм выиграл на Московском международном кинофестивале. Хотя до этого всегда выбирали иностранные картины.
Я воспринимаю нашу победу как знак качества, - отметил Сергей Дебижев, которого мы от души поздравляем с замечательной киноработой. Настоятельно советуем посмотреть «Святой архипелаг». Уверены — вы не пожалеете!
Читайте другие материалы автора:
Побывал в женском монастыре - знаменитой Марфо–Мариинской обители милосердия
«Здоровый человек» Петра Тодоровского, или Как изменить свою судьбу
Таинственный музей: «Малая Третьяковка» в Юрмале
«Люди потянулись в музеи!» - говорит гендиректор Третьяковки
Интересная выставка: «Три века русской парфюмерии»
"Москва с изнанки" Артёма Задикяна: секреты российской столицы
Исследователь рассказал, на чём стоит Москва
Интересная профессия: подземный гид Москвы
Фотограф птиц умеет скрываться
Евгений Знаменский сделал более полмиллиона кадров Москвы
Может ли москвовед родиться в другом городе?