Древние славяне различали всего 3 цвета: черный, белый и красный. Не потому, что зрение было устроено иначе. Просто названия древние люди давали лишь тому, что имело практически смысл в жизни. Черный – это, в первую очередь, цвет ночи, тьмы. Белый – день, свет. Красный – солнце, кровь, огонь.
Постепенно с познанием мира в языке появляются и другие цвета, которые тоже обретают свои значения и особую символику. Сейчас старая символика цветов осталась в устоявшихся выражениях, сочетаниях слов. Старые смыслы передают нам свой архаический «привет» из книг, реже что-то попадается в устной речи. Они глубоко сидят в нашем подсознании.
Предлагаю заглянуть в него и попытаться раскрыть эти смыслы.
Красная девица. Пожалуй, это самое известное выражение. Ещё со школьной скамьи мы знаем, что «красной» девицу звали не из-за цвета её румяных щёчек. «Красная» она потому, что красивая. Словом «красный» древние славяне обозначали не цвет, а качество. Красный – красивый, ценный, парадный, неординарный, плодородный. Если учесть этот список значений, становится понятно, почему праздничные дни именуют красными днями календаря, например. А что насчет красного диплома?
Если была необходимость обозначить именно цвет, который в современном мир мы зовем красным, использовали слово «червлёный». Кстати, «червлёный» и «червь» – это однокоренные слова. Краску червлёного цвета получали из особого вида червя (кошенили), отсюда и название.
Зелёное вино. В сказках герои то и дело пьют зеленое вино. Так называли тот самый напиток, который сейчас мы именуем белым вином. Давайте по-честному, истинный цвет вина скорее жёлтый, золотистый. Почему же тогда вино зелёное? Дело в том, что в древности часто для обозначения нового цвета использовали старое слово. Слово «жёлтый» более позднее, чем «зелёный». А ещё это однокоренные слова. Они относятся к одному корню -гвел-, от которого, кстати, происходит и слово «золотой». Зелёный в современном значении тоже не сразу стал цветом. Изначально он просто обозначал светлую часть спектра. Отсюда и такое большое количество цветов спрятанных под одним словом.
Синий – новый черный. Много раз слышала об этом относительно мира моды. Но такой ли новый? В древности синий обозначал не цвет, а степень яркости тёмного цвета. Такими цветами могли быть и собственно синий (он скрывался под словом «сизый»), и тёмно-красный (помните, в «Слове о полку Игореве» «синее вино с горем смешанное»?), и фиолетовый (синие молнии). Но чаще всего речь шла о черном, да не простом, а сияющем. В слове «синий» прячется древний корень -си-, исконное значение которого «сиять». Поэтому синими называли предметы, вещества и явления тёмных цветов с отливом, блеском, лоснящиеся на свету. Ну вот, всё новое – это хорошо забытое старое
Жёлтые тюльпаны – вестники разлуки. Почему? У древних славян жёлтый – цвет скорби, болезни, смерти. Древние негативные коннотации по сей день преследуют жёлтый цвет. Здесь примеры всё скажут за меня. Помните у Булгакова Маргариту с жёлтыми цветами? «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. <…> Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет». Если зрить в корень, становится понятнее, почему цвет «нехороший». Да и раскрывается тайна «вестников разлуки».
Чёрная ночь и белый день. Это цвета-ахроматы. «Ахромат» с греческого – «бесцветный». Именно так и видели эти цвета древние люди. Самую светлую часть спектра обозначали зелёным, а тёмную – синим. Но почему не белым и красным? Потому что белый и чёрный – не цвета, а как бы степени прозрачности, чистоты. Белый – прозрачный, невидимый, чистый, пустой. Чёрный – его антипод. У чёрного и белого, пожалуй, самая устойчивая символика. Поэтому по сей день мы можем безошибочно её считывать в разных выражениях.