Найти тему
Кино & Cериалы

Фильмы про Зомби: От ужаса до комедии и обратно

Доброго времени суток, читатели моего канала. Сейчас наблюдается настоящий тренд на сериалы про зомби. Не малый вклад в эту индустрию внесли азиатские страны, которые умеют снимать достойные проекты в этом направлении. Однако у «зомби-фильмов» огромная история, и сегодня я хочу её вам поведать. В данном материале я расскажу об истории становления жанра и о том, как он трансформировался со временем. Приятного просмотра!

Американская(Гаитянская) мифология

Восстановленный кадр из фильма «Белый зомби»
Восстановленный кадр из фильма «Белый зомби»

Принято считать, что родиной привычного нам архетипа «зомби» является Америка. По существу, так оно и есть. Только вот Американская культура, обладая слабой идентичностью. Она лишь позаимствовала и преобразовала уже существующий архетип. Зомби в том или ином виде были во множестве мифологий. Однако за основу для жанра взяли Гаитянских «живых мертвецов». Отличались они тем, что это были уже не живые люди, в которых вдохнули подобие жизни. Первый фильм про зомби вышел в 1932-ом году, и назывался он «Белый зомби». Снял его Виктор Гальперин, и за основу он брал именно Гаитянскую мифологию. Данный фильм не произвёл фурора, но стал вдохновением для будущих режиссёров, которые подарили знакомый нам архетип:

Фильм, конечно, не соответствует стандартам Дракулы или Франкенштейна, но зрителям, которые любят фильмы ужасов, он понравится

- Рецензия из журнала «Harrison's Reports»

За создание привычных нам зомби ответственен Джордж Ромеро. В 1968-ом году он снял хитовый фильм «Ночь живых мертвецов». Данный фильм оказал огромное влияние на публику и был тепло принят критиками. По-сути Ромеро создал новый архетип «мёртвых каннибалов».

Фильм представлял собой «новый рассвет в создании фильмов ужасов»...

- Альмара Хафлидасона из BBC

Сам же Ромеро отрицал то, что вдохновлялся первыми фильмами про «зомби». В пользу этого говорит и тот факт, что в его работе антагонистов называют «гулями». Именно пресса ответственна за то, что мертвецы из фильма Ромеро стали называться «зомби».

Я никогда не думал о своих парнях как о зомби, когда снимал первый фильм... Для меня зомби все еще были теми мальчиками на Карибах, которые делали мокрую работу для Лугоши

- Джордж Ромеро о создании фильма(Лугоши был главным актёром в фильме «Белый зомби»)

Итак, Ромеро создал новый архетип, описав характерные черты образа:

  • Зомби устрашают тогда, когда их много. Именно орда зомби пугает зрителя.
  • Зомби жаждут вкусить человеческой плоти, из-за чего представляют для всех людей прямую угрозу.
  • Зомби в силу лишь частичной «жизни» не способны быстро бегать, но при этом они очень сильные.
  • Если зомби укусит человека, то он непременно сам станет зомби.
  • Зомби практически неубиваемы, нанести прямой вред им можно только поразив мозг.
  • Зомби неразумны, их действия лишь инстинктивная жажда утолить голод. Также они не обладают членораздельной речью и чаще всего мычат.

Рассвет и эксплуатация жанра

Косплей на видеоигру «Lollipop Chainsaw», которая является высмеиванием всех клише про зомби. Кстати, по этой игре планируют снять фильм.
Косплей на видеоигру «Lollipop Chainsaw», которая является высмеиванием всех клише про зомби. Кстати, по этой игре планируют снять фильм.

После оглушительного успеха «ночи мертвецов» режиссёры начали эксплуатировать жанр. Причиной тому стала прибыльность. Зритель того времени жаждал смотреть подобные фильмы. Режиссёры начали массово снимать бесконечные и одинаковые фильмы про зомби. Кстати, Ромеро и тут преуспел. Он также продолжил эксплуатировать жанр и снимать идентичные фильмы. Дошло до того, что «зомби» стали частью американской культуры. На ровне с попкорном подобные фильмы долгие годы олицетворяли весь американский кинематограф.

Ближе к девяностым подобные фильмы пресытились зрителям. Тематика зомби просто изжила себя. Стали появляться фильмы, высмеивающие жанр. Особенно много их стало в нулевых. Наиболее яркие из них это - «Зомби по имени Шон» и «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Однако и пародии вскоре перестали приносить финансовый успех. Так, к 2010-м годам фильмов про зомби практически не снимали. Однако в этом же году выходит культовый сериал «Ходячие мертвецы». Он получил высокие оценки за хорошую актёрскую игру и дотошное изображение «живых мертвецов». Выживание героев в формате сериала понравилось многим, из-за чего проект стал одним из самых рейтинговых на ближайшие 5 лет. Но, как и с фильмами, сериалы тоже начали эксплуатировать. Те же «ходячие» затянулись на 12 лет. Рейтинг проекта падает из сезона в сезон, а зомби давно перестали играть хоть какую-то роль в сериале. Конечно, сейчас пытаются снимать фильмы про зомби, но все они проходят мимо кассы(достаточно вспомнить последний фильм Зака Снайдера).

Азия спасает

Кадр из сериала «Мы все мертвы»
Кадр из сериала «Мы все мертвы»

Когда на Западе жанр практически вымер(как бы иронично это не звучало), в Японии и Южной Корее он начал набирать обороты. В последние годы именно Азиатские режиссёры дарят нам незабываемые сериалы и фильмы про зомби. Можно сказать, что они вернули жанр в тренды. Чего стоят только «Мы все мертвы», «Поезд в Пусан», «Королевство» и «Живой». Эти проекты были удостоены высоких наград, но, что самое главное, заняли своё место в сердцах зрителей по всему миру.

Сериал по максимуму использует свое кошмарное центральное расположение для создания потустороннего, головокружительного эффекта

- Рецензия на «Мы все мертвы» от «Variety»

Это настоящие американские горки, захватывающий аттракцион, балансирующий между убийством кусающих ногти зомби и военными действиями, основанными на мечах, из бесчисленных фильмов о самураях, с несколькими мрачными комедийными моментами, которыми мог бы гордиться Сэм Рэйми

- Рецензия Сола Харриса из «Starburst»

Сейчас азиаты рулят жанром, и, надо сказать, у них получается великолепно. Пока американские капиталисты не сообразили, что жанр вновь на коне, пока они не начали его бездарно эксплуатировать, можно наслаждаться настоящим искусством, которое в минимальной степени коммерциализировано.