Доброго времени суток, читатели моего канала. Сейчас наблюдается настоящий тренд на сериалы про зомби. Не малый вклад в эту индустрию внесли азиатские страны, которые умеют снимать достойные проекты в этом направлении. Однако у «зомби-фильмов» огромная история, и сегодня я хочу её вам поведать. В данном материале я расскажу об истории становления жанра и о том, как он трансформировался со временем. Приятного просмотра!
Американская(Гаитянская) мифология
Принято считать, что родиной привычного нам архетипа «зомби» является Америка. По существу, так оно и есть. Только вот Американская культура, обладая слабой идентичностью. Она лишь позаимствовала и преобразовала уже существующий архетип. Зомби в том или ином виде были во множестве мифологий. Однако за основу для жанра взяли Гаитянских «живых мертвецов». Отличались они тем, что это были уже не живые люди, в которых вдохнули подобие жизни. Первый фильм про зомби вышел в 1932-ом году, и назывался он «Белый зомби». Снял его Виктор Гальперин, и за основу он брал именно Гаитянскую мифологию. Данный фильм не произвёл фурора, но стал вдохновением для будущих режиссёров, которые подарили знакомый нам архетип:
Фильм, конечно, не соответствует стандартам Дракулы или Франкенштейна, но зрителям, которые любят фильмы ужасов, он понравится
- Рецензия из журнала «Harrison's Reports»
За создание привычных нам зомби ответственен Джордж Ромеро. В 1968-ом году он снял хитовый фильм «Ночь живых мертвецов». Данный фильм оказал огромное влияние на публику и был тепло принят критиками. По-сути Ромеро создал новый архетип «мёртвых каннибалов».
Фильм представлял собой «новый рассвет в создании фильмов ужасов»...
- Альмара Хафлидасона из BBC
Сам же Ромеро отрицал то, что вдохновлялся первыми фильмами про «зомби». В пользу этого говорит и тот факт, что в его работе антагонистов называют «гулями». Именно пресса ответственна за то, что мертвецы из фильма Ромеро стали называться «зомби».
Я никогда не думал о своих парнях как о зомби, когда снимал первый фильм... Для меня зомби все еще были теми мальчиками на Карибах, которые делали мокрую работу для Лугоши
- Джордж Ромеро о создании фильма(Лугоши был главным актёром в фильме «Белый зомби»)
Итак, Ромеро создал новый архетип, описав характерные черты образа:
- Зомби устрашают тогда, когда их много. Именно орда зомби пугает зрителя.
- Зомби жаждут вкусить человеческой плоти, из-за чего представляют для всех людей прямую угрозу.
- Зомби в силу лишь частичной «жизни» не способны быстро бегать, но при этом они очень сильные.
- Если зомби укусит человека, то он непременно сам станет зомби.
- Зомби практически неубиваемы, нанести прямой вред им можно только поразив мозг.
- Зомби неразумны, их действия лишь инстинктивная жажда утолить голод. Также они не обладают членораздельной речью и чаще всего мычат.
Рассвет и эксплуатация жанра
После оглушительного успеха «ночи мертвецов» режиссёры начали эксплуатировать жанр. Причиной тому стала прибыльность. Зритель того времени жаждал смотреть подобные фильмы. Режиссёры начали массово снимать бесконечные и одинаковые фильмы про зомби. Кстати, Ромеро и тут преуспел. Он также продолжил эксплуатировать жанр и снимать идентичные фильмы. Дошло до того, что «зомби» стали частью американской культуры. На ровне с попкорном подобные фильмы долгие годы олицетворяли весь американский кинематограф.
Ближе к девяностым подобные фильмы пресытились зрителям. Тематика зомби просто изжила себя. Стали появляться фильмы, высмеивающие жанр. Особенно много их стало в нулевых. Наиболее яркие из них это - «Зомби по имени Шон» и «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Однако и пародии вскоре перестали приносить финансовый успех. Так, к 2010-м годам фильмов про зомби практически не снимали. Однако в этом же году выходит культовый сериал «Ходячие мертвецы». Он получил высокие оценки за хорошую актёрскую игру и дотошное изображение «живых мертвецов». Выживание героев в формате сериала понравилось многим, из-за чего проект стал одним из самых рейтинговых на ближайшие 5 лет. Но, как и с фильмами, сериалы тоже начали эксплуатировать. Те же «ходячие» затянулись на 12 лет. Рейтинг проекта падает из сезона в сезон, а зомби давно перестали играть хоть какую-то роль в сериале. Конечно, сейчас пытаются снимать фильмы про зомби, но все они проходят мимо кассы(достаточно вспомнить последний фильм Зака Снайдера).
Азия спасает
Когда на Западе жанр практически вымер(как бы иронично это не звучало), в Японии и Южной Корее он начал набирать обороты. В последние годы именно Азиатские режиссёры дарят нам незабываемые сериалы и фильмы про зомби. Можно сказать, что они вернули жанр в тренды. Чего стоят только «Мы все мертвы», «Поезд в Пусан», «Королевство» и «Живой». Эти проекты были удостоены высоких наград, но, что самое главное, заняли своё место в сердцах зрителей по всему миру.
Сериал по максимуму использует свое кошмарное центральное расположение для создания потустороннего, головокружительного эффекта
- Рецензия на «Мы все мертвы» от «Variety»
Это настоящие американские горки, захватывающий аттракцион, балансирующий между убийством кусающих ногти зомби и военными действиями, основанными на мечах, из бесчисленных фильмов о самураях, с несколькими мрачными комедийными моментами, которыми мог бы гордиться Сэм Рэйми
- Рецензия Сола Харриса из «Starburst»
Сейчас азиаты рулят жанром, и, надо сказать, у них получается великолепно. Пока американские капиталисты не сообразили, что жанр вновь на коне, пока они не начали его бездарно эксплуатировать, можно наслаждаться настоящим искусством, которое в минимальной степени коммерциализировано.