Звоню в службу поддержки.
Приятный механический голос:
– Здравствуйте, вы позвонили в службу поддержки единой информационной системы. Подписывайтесь на нас в "Телеграм"!
Диктует ссылку.
Подпишусь, как же.
– Напоминаем, что на официальном сайте единой информационной системы, а также в нашем мобильном приложении доступна новая база данных для заказчиков и поставщиков по работе с электронным актированием.
Ага-ага, очень интересно.
– Если вы обращаетесь с вопросом в рамках сорок четвертого закона, скажите "сорок четыре". Если вы обращаетесь с вопросом в рамках двести двадцать третьего закона, скажите "двести двадцать три". Если вы обращаетесь с вопросом в рамках единого реестра участника закупок, скажите "реестр".
Молчит, ждет.
Нашел дурака. Скажу "сорок четыре" – и погонит по голосовым меню.
А мне с человеком бы поговорить.
Бормочу в трубку неразборчиво.
– Не совсем понимаю вас. Скажите "сорок четыре", "двести двадцать три" или "реестр".
Бегу и волосы назад.
Бормочу неразборчиво.
Это прием такой – бормочешь, бормочешь, он силится разобрать, а потом связывает со специалистом, минуя сто пятьдесят голосовых меню.
– Не совсем понимаю вас...
И по новой – про сорок четыре и двести двадцать три.
Решаю соригинальничать и читаю вполголоса – чтоб не привлекать внимания коллег – стихотворение Тарковского:
– Я учился траве, раскрывая тетрадь... И трава начинала как флейта звучать... Я ловил соответствия звука и цвета, – оглядываюсь, нет, никому до меня нет дела. – И когда запевала свой гимн стрекоза, меж зеленых ладов проходя как комета...
Читаю по памяти, но вроде как не сбиваюсь – стихотворения Тарковского удивительно легко учатся, дело, наверное, в музыкальности.
– Простите, ради Бога, – переспрашивает механический голос. – Что это за стихи? Чьи они? Ваши?
От неожиданности чуть не роняю трубку.
– Не мои, – отвечаю растерянно, – Тарковского...
– Тар-ков-ско-го, – повторяет по слогам. – Спасибо вам большое, удивительно красивые.
Пауза.
– Ваш звонок будет переведен на оператора. В целях повышения качества обслуживания разговор может быть записан. Уважаемые пользователи, нам важно ваше мнение – пожалуйста, после завершения разговора со специалистом оцените качество консультации.
Начинает играть музычка – легкая какая-то, под пианино.
"Показалось, – думаю я. – Заработался".
Музычка играет, играет, играет – а потом мелодия вдруг спотыкается, звучит фальшивая нота, следом за ней механическое:
– Простите.
Мелодия восстанавливается, музыка продолжает играть – и играет долго, но потом опять сбивается и замолкает.
– Простите, пожалуйста, – звучит механический голос. – Не могу взять себя в руки, не идет из головы стихотворение. Как вы сказали, Тар-кав-ский?
– Тарко-овский...
– Тарко-овский.
Пауза, в трубке тишина – музыка не играет.
– Оператор освободился, сейчас я вас переключу.
– ...
– Только, – механический голос звучит смущенно, – оставьте ваш номер, пожалуйста, я вам перезвоню после разговора с оператором и еще немного порасспрашиваю о... Тар-ков-ском.
– ...
– Вы тут?
– Тут.
Повторяет просьбу про номер – слово в слово.
– Восемь, девятьсот десять... – диктую я.
После "девятьсот десять" в случайном порядке называю случайные цифры.
Как же, дам я свой номер, ага.
– Благодарю Вас, всего доброго. Оставайтесь на линии, вам ответит оператор.
Кого-то ждет интересная беседа.