Приветствую вас на моём канале. Меня зовут Светлана, и я - поэт. Здесь я делюсь своим творчеством и рассказываю, как мне живётся с рифмами в голове. Оставайтесь со мной, будет интересно.
Сегодня я хочу затронуть такие важные темы, как похвала и критика. Насколько они важны для творческого человека, а особенно для ребёнка, который только начинает свой путь в искусстве. Как похвалить, чтобы вдохновить? Стоит ли критиковать? Не сломает ли это крылья юному творцу?
Последнее время модно во всём винить школьных учителей и делать их ответственными за психологические травмы детства. Моё мнение будет не популярным, потому что с педагогами в школе мне повезло.
Я училась в обычной школе, где моя бабушка преподавала химию. И когда мой "Прекрасный принц" (первое стихотворение, читайте в предыдущей статье) был положительно оценен подругами, я решила пойти дальше. Было очень страшно читать своё стихотворение учителям. Конечно, я прочла его не всем, а только любимым преподавателям, и с трепетом ждала реакции.
Сейчас я уже не смогу дословно передать, что они говорили, но их оценка была одновременно положительной и здравой. Меня не превознесли до небес, но и не сказали, что поэзия - это не моё. Чуткие педагоги, не поморщившись, выслушали все лексические ошибки и повторы одиннадцатилетнего графомана и посоветовали: "Дерзай! У тебя получается интересно".
Я была окрылена! С этого дня вдохновение и жажда творчества вцепились в меня мёртвой хваткой и не отпускали ни на минуту. Я начала писать действительно много. Все тетради с обратной стороны превратились в поэтические черновики.
Разумеется, большинство этих творений не имело художественной ценности. Но я набивала руку, совершенствовала стиль.
Весенняя симфония ( мне 15 лет)
Свежий ветер растрепал златые косы,
Щеки зарумянились со сна,
На глазах блеснули радостные слезы.
Шла по снегу девушка Весна.
Улыбалась и рукой махала птицам,
Бегала по полю босиком.
Лучик прокатился по ресницам,
Голос разливался ручейком.
Она пела и смеялась всему свету,
Развевался изумрудный сарафан.
Она светом озарила всю планету,
В мир ворвался счастья океан.
И в душе моей проснулось вдохновенье,
И я тоже подхватила песню ту.
И украсив свои волосы сиренью,
Снова погрузилась я в мечту.
Радостными сделались рассветы,
Светлою прохлада вечеров.
Я пишу поэмы и сонеты
Про весну, про счастье, про любовь.
И стихи мои развеет вольный ветер,
Строки разлетятся как во сне.
Соловьи все-все на целом свете
Пропоют симфонию весне!
Мой главный критик, редактор и вдохновитель - мама. И если в школе насмешки над ошибками меня расстроили бы, то дома, можно было вместе с мамой посмеяться. Мама хвалила просто, но весомо. Не критиковала, а конкретно указывала на ошибки: "Хорошо, но эта строка слишком длинная, может попробуешь исправить?".
Прошло много лет, но я всё также в первую очередь показываю свои стихи маме. Это своеобразный маркер годности: маме понравилось, значит и остальным тоже.
Папа читает мои стихи долго и внимательно. Потом задумчиво смотрит и изрекает: "Хорошо! Я бы тоже так написал, если бы умел!"
А ещё мы часто вспоминаем мои детские драматические стихи про школу и от души смеёмся. Сколько там страдания. Думаю большинство детей солидарны со мной.
Эх, завтра в школу. Вот беда!
Была бы воля, никогда я в школу эту не пришла бы.
Но что тут думать: если, кАбы,
Ведь мы безвольны, как рабыни,
И мы и раньше, и поныне
Должны здесь мучиться в тоске,
Писать задачи на доске.
Зачем? Ведь в лучшее от жизни время
На нас, детей, взвалили бремя
Ужасных тягот и забот.
О! Сколько терпим мы невзгод!
В монастыре лучше молиться,
Чем здесь всю юность нам учиться!
Доколе будем терпеть это?
Скорее бы настало лето!
Я написала это классе в шестом. В последний день новогодних каникул. Прекрасно помню, как сидела в полумраке, глядя на мерцающие гирлянды на ёлке, и злилась. Невозможно спокойно принять окончание каникул. Потом схватила листок, быстро, на одном дыхании написала гневную оду: "Завтра в школу" и, знаете, меня отпустило. Даже в школу захотелось. Зачем? Так, чтобы стишком похвастаться подругам! Такая вот рифмотерапия.
Возвращаясь к теме похвалы, думаю, если бы юному Пушкину сразу сообщили, что он гений, вряд ли он стал бы общепризнанным мастером. Однозначное всеобщее восхищение, не стимулирует, а расслабляет. Если ты уже гениален, зачем работать? Так же как и хлёсткое: "Не занимайся ерундой. Это не твоё" может больно ранить, и навсегда отбить желание творить. Универсального рецепта для оценивания творчества нет. Но легкий юмор и здравая критика, никому не повредят.
А это относительно свежее стихотворение о весне.
Я чувствую движение весны,
Она стучится в запертые двери.
Душа несмело шепчет:" Спасены,
И я хочу отчаянно ей верить.
Нахохлились вороны на ветвях.
И хриплыми дурными голосами
Сулят зиме забвение и крах,
А сами смотрят хитрыми глазами,
Ведь им-то с высоты всегда видней:
Весна уже почти что на подходе.
Осталась всего пара-тройка дней
До первых птичьих солнечных мелодий.
Я чувствую несмелое тепло,
В эстетике домов пятиэтажных.
И плавится оконное стекло,
В лучах заката делаясь витражным...
(2021 год)
А вы уже чувствуете весну?