Найти тему

От «Откровения» Иоанна – до Матвеева Кургана

История, связавшая воедино «Апокалипсис», музейный экспонат из Таганрога , Матвеев Курган и Октябрьскую революцию.

Недавно, копаясь в разных источниках в поисках информации к столетию Матвеево-Курганского района, наткнулись на неизвестную, но довольно интересную местную фотографию 1926 года из фондов ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник».

9-я годовщина Октября. Матвеево-Курган. Митинг колхозников. ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник»
9-я годовщина Октября. Матвеево-Курган. Митинг колхозников. ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник»

На фото надпись: «9-я годовщина Октября. Матвеево-Курган. Митинг колхозников». Все, вроде бы, ясно и понятно: это наше, «курганское» старинное фото. Однако согласиться с этим не получается: храм на заднем плане фотографии совсем не похож на тот, который изображён на самом старом из всех известных фото Матвеева Кургана от 1869 года (по другим источникам, 1880-1885 годов) из альбома «Курско-Харьковско-Азовская железная дорога». Там четко видно: белокаменный светлый храм, разрушенный в Матвеевом Кургане в середине 1930-х – одноглавый. Да и престол в нем, как известно из исторических документов, был всего один.

Матвеев Курган в конце XIX века. Хорошо виден однопрестольный белокаменный Никольский храм с куполом, построенный в 1862 году на средства сотника, Николая Ивановича Иловайского
Матвеев Курган в конце XIX века. Хорошо виден однопрестольный белокаменный Никольский храм с куполом, построенный в 1862 году на средства сотника, Николая Ивановича Иловайского

А на фото из фондов таганрогского музея мы видим, что кирпичный храм имеет, минимум, семь, а, возможно, что и девять глав, часть которых скрыты крышей. Такое немалое количество куполов, кстати, довольно редко встречается у деревенских церквей северного Приазовья...

Главки храма, не считая той части, которая примыкает к колокольне
Главки храма, не считая той части, которая примыкает к колокольне

Получается, на фотографии, всё-таки, не Матвеев Курган, а какой-то другой населенный пункт. Возможно, что даже расположенный в пределах тогдашнего (на дату 7 ноября 1926 года) Матвеево-Курганского района. Но какой?

В первоначально образованный 7 марта 1923 года Матвеево-Курганский район вошло 12 сельских советов: Александровский, Алексеевский, Большекирсановский, Большенеклиновский, Демидовский, Каменно-Андриановский, Новониколаевский, Новоселовский, Петровский, Покровский, Полтавский и Ряженский.

А вот на 2 августа 1926 года, буквально за три месяца до событий, изображенных на фото, в районе числилось уже 14 сельских советов: Александровский, Алексеевский, Анастасиевский, Большекирсановский, Демидовский, Каменно-Андриановский, Латоновский, Матвеево-Курганский, Милость-Куракинский, Новониколаевский, Новоселовский, Петровский, Полтавский и Ряженский.

Причем, можно быть уверенными: на момент праздника 7 ноября 1926 года не только возможные гости района, но даже подавляющее большинство матвеевокурганцев не знали точных границ своего родного района – за шесть лет, прошедших с момента его образования в марте 1923 года, районные административные границы менялись уже чуть ни полдесятка раз: одни сельские советы добавлялись, а другие – выводились из состава. Государственные мужи в Москве, Киеве, Луганске, Ростове-на-Дону и Таганроге все никак не могли определиться, кому и какая пядь местной земли в конечном итоге должна достаться. Делили земли между Украиной и Россией. Делили между Ростовом и остальным югом России. Делили между Таганрогским городским и остальными сельскими районами. Много раз делили-укрупняли-разукрупняли сельские районы – каждому выдающемуся деятелю по собственной «вотчине». И так далее…

Потому, глядя на фото, оставалось лишь предполагать, что изображённый на нем населенный пункт должен был находиться где-то поблизости от Матвеева Кургана. Иначе его точно не перепутали бы…

В установлении правды очень помог замечательный ресурс sobory.ru. На нем, кстати, можно найти все сохранившиеся старинные фото храмов, в том числе – Примиусья и Приазовья начала ХХ века. Из матвеево-курганских, там выложены в общий доступ дореволюционные и военного времени фото церквей Матвеева Кургана (то самое, из альбома Курско-Харьковско-Азовской железной дороги), Александровки, Латоново, Политотдельского, Греково-Тимофеевки, Григорьевки, Анастасиевки, и Екатериновки.

Там же нам повезло наткнуться и на старинные фотографии храма в селе Васильевке, соседнего с Матвеево-Курганским Амвросиевского района, находящегося всего в 8 километрах к северу от Марфинки. На страничке храма на сайте есть сразу несколько фотографий 1942 и 1978 годов.

Храм типового проекта, построенный, как мы позже узнали, в 1905 году, был освящен во имя… Иоанна Богослова – нечастый случай на нашей памяти! И, хотя в годы Великой Отечественной войны он, судя по фотографиям, несколько изменился, потеряв большую часть своих глав, все равно узнаваем своей несколько особенной для нашей местности кирпичной архитектурой.

Построенный по тому же, что и в Васильевке, типовому проекту в начале ХХ века (1903-1914) трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Чекалове Морозовского района Ростовской области. sobory.ru
Построенный по тому же, что и в Васильевке, типовому проекту в начале ХХ века (1903-1914) трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Чекалове Морозовского района Ростовской области. sobory.ru

Косвенно подтверждает правильность догадки и название храма, связанное с Евангелистом Иоанном и его знаменитыми «Евангелием от Иоанна» и «Откровением»: семь глав православного храма призваны были символизировать семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов и семь добродетелей. А девять – образ Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Неизвестно, когда именно храм в Васильевке, – по меркам жизненного цикла кирпичных зданий почти новенький в 1926 году, – лишился части своих глав, видимых на музейном фото. Но на изображениях 1942 года он, непривычно ухоженный на фоне матвеево-курганских церквей того времени, явно действующий во время оккупации, и даже увенчанный при оккупантах крестом. Однако уже крыт обычной крышей вместо бывших «луковиц».

Памятник в центре фото обращает на себя внимание
Памятник в центре фото обращает на себя внимание

Есть на фото 1926 года и еще один интересный момент, так же косвенно связанный с «Евангелием от Иоанна» и с «Апокалипсисом». В центре митинга на фото виден высокий памятник, возможно, даже – склеп или часовенка, над которой развевается вполне себе революционное знамя. А ниже под революционным знаменем видна четырехлучевая православная звезда – символ четырех Евангелистов, «число устойчивости земного мира, который стоит Словом Евангельским». Именно этот образ мы видим, например, на иконе Божией Матери «Неопалимая купина», где на каждом из четырех лучей диагональной звезды изображены символы Святых Евангелистов: Матфея – Ангел, Марка – Лев, Луки – Телец, Иоанна – Орел. Те же самые лики «четырех животных», упоминаются и в «Откровении» Иоанна, глава 4, стихи с 6 по 8-й.

Образ звезды и четырех Евангелистов на иконе Божией Матери "Неопалимая Купина"
Образ звезды и четырех Евангелистов на иконе Божией Матери "Неопалимая Купина"

Как революционное знамя в годовщину праздника 7 ноября оказалось на одном древке с православной звездой, и кому на самом деле принадлежал памятник под ними – вопрос открытый. Но человек был явно непростой: как минимум, не бедный, раз мог позволить себе такой большой памятник, а как максимум – еще и связанный каким-то образом с православием, ведь четырехлучевая звезда над его самой большим и высоким на фоне храма надгробием означает «путеводный свет во тьме».

Тут надо добавить, что любимый ученик Христа Иоанн Богослов, в честь которого освящен храм на фотографии – покровитель всех богословов. Но не только их. Он еще и покровитель всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству, – библиотекарей, писателей, редакторов, издателей, печатников, книгопродавцев и работников бумажной промышленности. А еще – странников и путешественников – православные всегда просят заступничества у святого перед дальней дорогой…

Удивительно, но именно эта церковь по соседству с Матвеево-Курганским районом входит в десятку самых интересных исторических мест Донбасса, о которых донецкие учителя рассказывают донецким школьникам!

По данным выпуска №5 от 1905 года «Сборника Областного Войска донского статистического комитета», поселок Васильевский (вариант: Мокро-Еланчинский-Яновский) основан Екатериной Васильевной Яновской (урожденной Леоновой), женой сотника Василия Васильевича Яновского. Она составила этот поселок посредством переселения на занимаемое им место из двух таких же поселков: Еланчинского-Чистяковки 128 душ и Несвитайского, вошедшего в довольствие юрта станицы Александровской, Черкасского округа, 145 душ крестьян.

Как сообщает А.В. Шадрина в книге «Храмы Донской и Новочеркасской епархии», в поселке Васильевском (он же Мокро-Еланчикский Яновский), Анастасиевской волости, Таганрогского округа, Кирсановского благочиния (центр - х. Большая Кирсановка) 21 ноября 1866 года была освящена деревянная церковь Трех Святителей: из досок, на каменном фундаменте, однопрестольная, с такой же колокольней.

«Строительство новой церкви вместо обветшавшей, было инициировано в январе 1903 г. приходским священником Василием Таировым. Далеко не все крестьяне поселка положительно восприняли идею священника, поскольку на тот момент не было материальной базы, которая позволила бы выстроить храм. Главным противником строительства стал сельский староста крестьянин Примачов. Так, 31 июля 1903 г. в Донской духовной консистории состоялось слушание дела по прошению крестьян пос. Васильевского, поданному в консисторию в январе 1903 г., с просьбой «отклонить ходатайство части жителей их поселка о построении на избранном ими новом месте новой каменной церкви, так как в этом нет никакой нужды». В результате рассмотрения дела строительство каменной церкви было разрешено. Разрешение Областного правления Войска Донского получено 25 июля 1903 г., Донской духовной консистории – в августе 1903 г. Церковь была построена в 1908 г. на средства прихожан. Во время строительства богослужения проходили в школьном доме. Перед освящением церкви прихожане получили разрешение на освящение главного престола во имя Св. Ап. Иоанна Богослова. Освящена: 18 августа 1908 г. – престол во имя Св. Ап. Иоанна Богослова; престол во имя Трех Святителей (правый) – 12 октября 1909 г.; престол во имя Свт. Николая Чудотворца (левый) – 10 сентября 1912 г. Церковь кирпичная, с такой же колокольней. Трехпрестольная. В 1910 г. церкви принадлежали: каменный дом для церковного караула; деревянное здание церковноприходской школы с усадебным участком; кирпичный причтовый дом».

Жители Васильевки рассказывают гостям села, что в этом храме «венчался граф Иловайский – потомок донских атаманов, а шафером был у него сам великий русский писатель Антон Чехов». Но с данным утверждением можно поспорить, учитывая, что Иловайские – хоть и крупные российские военачальники, но все-таки нетитулованные дворяне, в отличие от своих земляков и родственников графов Платовых. Как и с тем фактом, что Антон Павлович Чехов, умерший в 1904 году, при всем желании никак не мог бы быть в этом храме на венчании в 1908, когда был освящен первый престол храма…

-10

Однако загадка все равно остается. И прежде всего: зачем надо было возводить большой, трехпрестольный храм в маленьком поселке, никогда не являвшемся ни центром благочиния, ни центром волости, ни даже родовым гнездом помещиков? И чье это увенчанное православной звездой из «Откровения» захоронение, по высоте надгробья сопоставимое с размерами, минимум, первого этажа храма, мы видим в центре «таганрогского» фото?

Действительно ли Чехов бывал в этом храме? А если бывал, то какой из Чеховых? Антон, в 19 лет переехавший из Таганрога в Москву, или его старший брат Александр, в то время – тоже довольно известный литератор? И, если Антон Павлович Чехов бывал в храме проездом в Таганрог из Москвы, то с какою целью он отклонился на 12 километров в сторону от железнодорожной станции Успенка, чтобы посетить обычную церковь, какую мог бы посетить в любом мало-мальски крупном селе по дороге или в городе своего детства?

Почему, в отличие от многих храмов Матвеево-Курганского района, в Великую Отечественную войну стоявших обстрелянными и разрушенными бомбежками (судя по фотографиям тех лет), этот храм фашисты его не то, что не тронули, но даже позволили прихожанам водрузить над его куполом православный крест (опять же, судя по сохранившимся фото)?

И таких «почему» можно найти еще немало…

В любом случае, трехпрестольный Иоанно-Богословский храм люди не оставляют и сейчас. Он не только является признанным архитектурным и историческим памятником Донбасса. На православные праздники сюда приходят и приезжают не только жители Васильевки и всех окрестных сел и хуторов, но и районного центра Амвросиевки. Верующих, по их словам, привлекают как намоленность столетних стен, так и «выдающаяся для здешней местности красота храма».

-12

Так при чем же здесь «Матвеево-Курган», указанный на подписи к фото? Вероятнее всего, что совершенно не при чем: ведь Васильевка, ранее некоторое время относившаяся к Анастасиевской волости, после 7 марта 1923 года, войдя в составе Мокроеланчикской волости в состав образовавшегося Амвросиевского района, больше никогда из него и не выходила. Поэтому, скорее всего, надпись на фото возникла после того, как какой-то впервые побывавший 7 ноября на сельском митинге заезжий окружной фотограф из Таганрога записал на обороте первый же вспомнившийся ему близлежащий к Таганрогу район, к которому, по его мнению, могли бы относиться эти земли.

Однако история с Евангелистом и автором «Апокалипсиса» Иоанном Богословом в бывшем Приграничье, у трехпрестольного храма которого на чьей-то явно почитаемой могиле при огромном стечении народа отмечали 9-ю годовщину Октября, подписав все это «Матвеево-Курган», получилась, думается, вполне занимательной. Для тех, кто любит собственную историю, конечно.

А задавший столько неразгаданных загадок храм в Васильевке соседнего района мы обязательно когда-нибудь посетим…

Дорогие читатели! Если вам доводилось посещать село Васильевку Амвросиевского района и бывать в тамошнем храме, либо вы имеете на руках какую-либо краеведческую информацию по данному вопросу, поделитесь своим мнением: чьей могла бы быть, судя по всему, ныне утраченная «высокая» могила с четырехлучевой звездой рядом с храмом? И почему в маленьком поселочке на самой границе на рубеже веков вдруг появилась не обычная однопрестольная сельская церквушка, а большой храм с тремя приделами?