В конце февраля 2023 года стало известно, что крупные доли трёх урановых предприятий, находящихся в Казахстане, разрешили передать России. Об этом шла речь в постановлении премьера-министра Смаилова от 23 февраля. Новость вызвала переполох в сети. Orda.kz разобралась, в чём причина передачи активов предприятий, чья львиная доля и так принадлежала «Росатому»
Постановление премьер-министра гласит:
1. Разрешить компании Uranium One Netherlands B.V. произвести отчуждение 50% доли участия в товариществе с ограниченной ответственностью «Каратау» в пользу акционерного общества «Ураниум Уан Груп».
2. Разрешить компании Uranium One Utrecht B.V. произвести отчуждение 30% доли участия в товариществе с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Хорасан-U (Хорасан-У)» в пользу акционерного общества «Ураниум Уан Груп».
3. Разрешить компании Uranium One Rotterdam B.V. произвести отчуждение 70% доли участия в товариществе с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Южная горно-химическая компания» в пользу акционерного общества «Ураниум Уан Груп».
Все три предприятия находятся в долевом владении компании Uranium One, которая в свою очередь входит в контур управления российской Госкорпорации «Росатом». В Uranium One входят АО «Ураниум Уан Груп» (Россия), Uranium One Inc. (Канада), Uranium One Holding (Нидерланды) и ряд других компаний.
А казахстанской долей активов владеет национальный оператор по импорту-экспорту урана – АО «НАК «Казатомпром». После новости о легализации отчуждения доли участия в пользу дочерней структуры «Росатома» среди пользователей казнета появились догадки о том, что передают именно казахстанские доли. Однако это не так.
Урановые доли
Начиная с 2009 года, Казахстан является одним из мировых лидеров по добыче природного урана. Казахстанские запасы оцениваются в 906 800 тонн (около 15% всех запасов в мире). По этому показателю РК уступает лишь Австралии (28%).
Несмотря на титул ключевого игрока и обладателя природного сокровища, Казахстан не продвинулся в вопросе переработки сырья. Ценность уран приобретает только после переработки – превращения в обогащённое сырьё, ракетное топливо или топливные брикеты. Но для переработки нужна инфраструктура, которой у нас почти нет.
Лидерами по переработке урана являются Китай, Россия, Франция, которые и покупают сырьё. Казахстан пока может только продавать руду или сами доли в предприятиях. Второе чаще всего и происходит.
Кабмин Казахстана одобрил сделки об отчуждении долей, расположенных в республике урановых предприятий, с международной уранодобывающей компанией Uranium One. Примечательно, что передаваемые доли и так были во владении «Росатома», только со стороны голландского подразделения:
- ТОО «СП «Хорасан-U (Хорасан-У)» было создано в 2014 году. Участниками Товарищества являются: «Казатомпром» – 50% доли; Energy Asia Holdings Ltd – 20% доли; Uranium One Utrecht B.V. – 30% доли.
- «Каратау» же поделён между АО «НАК «Казатомпром» – 50% и Компанией «Uranium One Netherlands B.V.» – 50%.
- «СП «Южная горно-химическая компания» образована в 2014 году. Доли участия в уставном капитале Товарищества поделена между АО «НАК «Казатомпром» – 30% и Компанией «Uranium One Rotterdam B.V.» – 70%.
Теперь согласно новому постановлению, эти же доли передаются во владение российского подразделения дочки «Росатома». Что, в свою очередь, означает внутрикорпоративное перераспределение активов. Таким образом, партнером Казахстана непосредственно становится Россия.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
В чём же заключалась цель внутрикорпоративной передачи активов, если и без проведения сделки бенефициаром является Россия. На этот вопрос Orda.kz ответили в Министерстве энергетики.
«Конечным бенефициаром всех вышеуказанных компаний является государственная корпорация «Росатом» и Министерство финансов РФ. Цель сделки – внутригрупповая реструктуризация компаний, входящих в структуру «Росатом», а также упрощение корпоративной структуры группы компаний АО «Ураниум Уан Груп» путем ликвидации промежуточных субхолдингов», – говорится в официальном ответе.
По мнению эксперта в сфере энергетики и экономики Асета Наурызбаева, причина в том, что голландское подразделение опасается санкций.
«Голландское подразделение уязвимо и чувствительно к санкциям. Они, скорее всего, закроются вообще. Российскую компанию санкции тронуть не могут. Поэтому «Росатом» и перевел активы в российское подразделение из-за опасений голландской компании».
Кроме этого Асет Наурызбаев отмечает, что во время такого рода сделок у страны возникает право на выкуп передаваемой доли.
«У Казахстана потенциально на момент передачи и смены собственника могло возникнуть право на выкуп этой доли. Но наше правительство, по всей видимости, отказалось от него, посчитав невозможным начинать скандальное разбирательство с «Ростатомом».
При этом эксперт считает правильным отказ правительства от выкупа передаваемой доли. Причина тому – спад рынка атомной энергетики.
В российских же СМИ говорят, что концентрация активов в руках «Росатома» говорит, во-первых, «о плотном сотрудничестве двух стран, во-вторых, о том, что эра попыток равноправного взаимодействия с правовой и геополитической западными системами окончательно похоронена».