Найти в Дзене
Люди Севера

«Закрывал окна картоном в несколько слоев». Автолюбитель – о поездках по Крайнему Северу

Оглавление

Как вы думаете, в какое время года проще ездить по тундре? Что за машины ездят по бездорожью Сибири? А можно ли попутешествовать просто на легковушке? Разобрались в этих вопросах и в некоторых видах транспорта, на котором можно проехать даже сотни километров по тундре.

Особенные дороги тундры

Чтобы понять, какие машины ездят по Крайнему Северу, для начала можно вспомнить уроки природоведения, на которых рассказывали о различиях природных зон. Что такое тундра? Это местность, где почти не растут деревья, зима холодная и снежная, а лето – короткое и влажное. Земля там никогда не прогревается, где-то она вообще сплошной камень, на котором если что и растет, так только лишайники, которыми питаются олени.

-2

Основная проблема для колесного транспорта в том, что почва в тундре промерзает на глубину от 25 до 90 сантиметров и остается такой в течение всего года – дороги в этих условиях создавать сложно. Да и летом, когда температура поднимается и промерзшая почва немного тает, вода почти не испаряется из-за недостаточно высокой температуры. Поэтому вместо навигации автолюбители получают болота, по которым сложно и ходить, и ездить.

«Тундра – это особый вызов для техники», – рассказывает Евгений, который уже 15 лет исследует эту местность и зимой и летом. По ней он передвигается на огромных, будто предназначенных для марсианского грунта машинах. Но только в самые дальние уголки Кольского.

Куда можно доехать на легковушке

«Основные грузы тут стараются доставлять именно по зимнику. В то же время зима и самый опасный сезон, который ошибок не прощает, – говорит Евгений. – Нельзя выезжать одному в полярную зиму, нельзя ехать с минимумом топлива, нужно всегда иметь неприкосновенный запас, обогрев, дополнительную теплую одежду – и все равно холод ежегодно забирает жизни водителей автомобилей и спецтехники».

В холодное время года передвижение затрудняют снег, холод и сложности с ориентированием. Но по снегу ехать все же проще, чем по болоту. А еще зимой замерзают водоемы и появляются зимники – дороги, которые образуются на замерзшем льду и накатанном снеге. Зимники иногда сильно сокращают время пути и позволяют проехать там, где летом тупик. Например, в Норильск летом можно добраться самолетом или по Енисею, однако зимой по замерзшим зимникам, то есть заснеженным возвышенностям равнины – можно, потому что болотистый грунт становится жестким. Евгений называет Норильский маршрут «одним из главных и самых сложных внедорожных приключений в России».

-3

Несмотря на сложность, именно по зимникам кое-где можно проехать на обычной машине. При условии, что вы будете соблюдать все правила подготовки, тщательно продумаете маршрут (с учетом, например, всех попадающихся заправок) и не станете заезжать в тундру дальше, чем это позволит ваш автомобиль (в частности, его подвеска).

На легковом авто – скорее, на кроссовере – можно доехать до множества красивых мест. Почти вся Карелия и Кольский полуостров будут вам доступны, а в сухой сезон получится добраться на маленькой Suzuki на знаменитый Рыбачий полуостров. По дороге к нему встретится еще добрая сотня потрясающих мест, например биостанция им. Перцова на Белом море в районе поселка Лоухи, где можно пообщаться и даже понырять с огромными белухами.

Тем не менее на Севере почти не пользуются обычными легковушками. Их заменяют подготовленными и стоковыми внедорожниками, так как большинство перевозок и перемещений людей здесь происходит если не по тундре, то все же по дорогам, которые быстро разобьют обычный автомобиль со стандартной подвеской.

Подготовка машин к путешествиям требует подъема кузова проставками над рамой. Это нужно, чтобы установить колеса максимального диаметра с внедорожными покрышками, заменить пружины и амортизаторы на более энергоемкие. Кроме того, машина по кругу обвешивается стальными бамперами и порогами, за которые ее можно домкратить или тащить, оснащается лебедкой с тросом и яркими дополнительными сигнальными элементами.

«Ну и всякие доработки внутри салона – для удобной раскладки вещей и ночевки, – говорит Евгений. – Я всегда ночевал в машине, иногда ее приходилось утеплять для этого, заклеивая щели армированным скотчем и закрывая окна картоном от коробок в несколько слоев, чтобы меньше уходило тепло. А все это нужно потому, что именно в самые-самые холодные северные ночи видны самые красивые сияния».

Вездеходы: что это и зачем они нужны

Обычно вездеходами называют любой транспорт, который приспособлен для езды в отсутствие дорог. Чаще всего это машина, которая может проехать по бездорожью, холмистой местности, глубокому снегу, кроме того, вездеходы могут плыть по воде. Ездят эти машины не быстрее 40–70 км/ч, но способны перевозить людей и грузы в экстремальных условиях. Именно их и используют в тундре.

Вездеходы делятся на две большие группы по типу двигательного механизма – колесные или гусеничные. Колесные чаще используются для личных целей и перевозки пассажиров, а гусеничные – для больших грузов.

Устройство гусеничного вездехода более сложное, нежели колесного. Там на «колеса» надевают гусеничную ленту таким образом, что одновременно с перематыванием ленты происходит движение машины. Гусеничный механизм позволяет машине быть гораздо более устойчивой и сохранять способность двигаться даже по свежему снегу и болотистой местности. Правда, гусеничный тип тяги уступает колесному в скорости и управляемости.

-4

Колесная техника чаще всего поставлена на особый вид шин: с низким (или сверхнизким) давлением. Иначе такой транспорт называется пневмоходами. Такая замена гусеничному ходу позволяет передвигаться по бездорожью, болотам и воде.

Евгений рассказывает: «Есть у колесной техники особенная ниша, существование которой продиктовано заботой о природе и традиционных промыслах, – это перемещение по землям заповедников и кормовой подстилке северных оленей, знаменитому ягелю».

Колесные машины гораздо меньше вредят почве, чем гусеничные – те оставляют в земле глубокие мокнущие раны. «Такая езда запрещена и наказывается каким-то несуразно большим штрафом, а вот вездеходы на дутиках могут кататься летом сколько угодно, – говорит Евгений. – А вот что пересекать нельзя ни в коем случае, так это насыпи нефте- и газопроводов – штрафы за такой поступок для организаций стоят десятки миллионов».

Впрочем, экологи указывают, что на деле вредят тундре машины на любом ходу. Так что проезд по многим ее участкам не зимой, когда почва скрыта под снегом, действительно карается штрафом в размере от 1 до 2,5 тысячи в зависимости от региона. Например, такие правила, согласно ТАСС, установлены в Ямало-Ненецком автономном округе – для иных субъектов их нужно изучать дополнительно.

В основном же выбор в пользу колесной или гусеничной техники зависит от величины груза, который необходимо перевезти.

«Роль сверхпроходимых машин на шинах сверхнизкого давления ограничена, по сути, доставкой людей и нетяжелых некрупных грузов, разведкой и наблюдением. Во всех остальных ситуациях, если вам нужно привезти что-то большое и тяжелое – например, вам нужен кран или буровая установка, – почти всегда выбор за гусеничным шасси, в особо тяжелых случаях вообще применяются сочлененные вездеходы вроде ДТ-30 “Витязь”», – рассказывает Евгений.

Экстремальная техника – это что такое

  1. ТРЭКОЛ. Расшифровывается как «транспорт экологический»: благодаря шинам сверхнизкого давления может ездить по тундре и практически не наносить вред почве. Колесная формула – 6х6. ТРЭКОЛы в основном производятся на базе УАЗ, ВАЗ и ГАЗ, чаще всего на «Хантере». К ТРЭКОЛу можно добавить лодочный мотор – это повысит скорость передвижения в воде. Максимальная скорость на трассе – 70 км/ч (для вездехода это довольно много), на воде – 10 км/час (с лодочным мотором). Двигатель может быть бензиновым или дизельным. ТРЭКОЛ не имеет ограничений для пользования дорогами общего доступа, так как не превышает допустимых размеров, потому популярен в использовании. Кроме всего, хорош он еще и тем, что запчасти для него найти не так уж и сложно.

Евгений добавляет: «У ТРЭКОЛа есть прямой конкурент – вездеходы “Шаман” и “Борей”, есть компактные “Шерп” и “Хищник”, которые рассчитаны скорее на охотников и перемещение персонала в границах участка. Экстремальной техники, построенной по одному шаблону, много. А шаблон такой: автомобильные или вездеходные узлы, покрышки побольше и корпус-лодка, обязательно плавучий».

-5

2. «Ямал». Главный конкурент ТРЭКОЛов, грузовые и легковые вездеходы. Легковые сделаны на базе УАЗ Patriot, так что обслуживать их тоже не очень трудно. Колесная формула у «Ямала» может быть как 6х6, так и 4х4, также используются шины низкого давления. Максимальная скорость такая же, как и у ТРЭКОЛа, – 70 км/ч. Но «Ямал» менее универсален хотя бы потому, что он обычно больше ТРЭКОЛов. Однако эта машина мощнее и способна комфортнее развивать большую скорость на сложной местности, проще преодолевает наклон.

«Ямалов» на самом деле было два: есть современный снегоболотоход, о котором мы сказали выше, а был еще советско-канадский Foremost Yamal, настоящий монстр в мире машин. Сегодня он не выпускается.

Гусеничная техника для передвижения по тундре:

  1. «Бобр», или ГАЗ-3409. Это «газель» с дизельным двигателем, у которой вместо колес – гусеничный механизм. Благодаря ему машина преодолевает бездорожье, болота и плавает по воде. Максимальная скорость – 65 км/час на суше, 5 км/час по воде, грузоподъемность – 600–800 килограммов.
  2. «Лось». Более крупный гусеничный вездеход, разработанный шведской фирмой Hagglunds в семидесятые. Максимальная скорость на суше – 50 км/ч, на воде – 4,5 км/час, грузоподъемность – 2250 килограммов.
  3. МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) – самый мощный и самый тяжелый вездеход из подборки. Он способен преодолевать местность с углом 35 градусов. Изначально это военная разработка, которую потом адаптировали для гражданских целей. Максимальная скорость МТ-ЛБ на суше – 60 км/час, по воде – 6 км/ч, грузоподъемность – 2500 килограммов.

Ратраки

Еще один специфический вид транспорта, который используют для перевозки людей и грузов по внедорожным трассам — ратраки. Может быть, вы даже видели их — в горах, где с помощью них укатывают трассы. Это специальные многотонные машины на гусеничном ходу, которые позволяют перемещаться по снегу.

В основе машины – конструкция трелевочного трактора, которая распределяет вес так, чтобы семитонноый «зверь» не продавливал снег, а только укатывал его. Да и самое тяжелое в машине — гусеницы. Кабины же изготавливают из легких материалов.

-6

Мотоциклы для снега

Несмотря на преимущества вездеходов, более популярными для обычных личных поездок считаются снегоходы. Снегоходы – это «мотоциклы для снега». Именно такой аналогией проще всего объяснить то, как они используются. Вездеходы, конечно, удобнее и мощнее, тем не менее для некоторых из них необходимы специальные права и разрешения. Поэтому те, для кого не важна грузоподъемность, присматриваются к такому виду транспорта. Мощные снегоходы могут развивать скорость до 120 км/ч.

«Снегоходы зимой, то есть 9 месяцев в году, тут используют повсеместно. Очень популярны они у оленеводов, реже у вахтовиков. Техника самая разная – современные инкарнации вечного “Бурана”, многочисленные “китайцы”, неубиваемые “коты” из нулевых, – говорит Евгений. – Я, если честно, сам немного боюсь этой техники. Чем-то она мне действительно напоминает мотоцикл, на котором я ездить научился, но кататься по городу так и не рискнул».

Ксения Анурина

Еще больше интересных фактов про Север читайте в нашем Телеграм-канале.