Несмотря на то, что азербайджанцы и чеченцы являются одними из крупнейшими кавказских народов, долгое время они довольно мало знали друг о друге. Какие-то взаимоотношения между ними были налажены только в 16-м столетии и позже. В то время Россия постепенно с севера проникала на Кавказ. А с юга туда же расширялась могущественная иранская империя Сефевидов – ей правила азербайджанская династия, а основную часть армии составляли свирепые тюркские воины – кызылбаши.
Несмотря на это, близких отношений между ними тогда не сложилось. Северный Кавказ являлся крайне политически раздробленным на тот момент, и далеко в горы чужакам пути не было. В то время было небезопасно даже съездить в соседнее село, и даже хлеб на поле сеяли с оружием. По этой причине общение между азербайджанцами и чеченцами стали налаживаться только с приходом России. Но после этого оно уже никогда не прекращалось.
Их сближала мусульманская вера, а также общие кавказские адаты. Поэтому два народа всегда жили в мире и согласии и относились друг к другу очень хорошо. И даже то, что чеченцы являются суннитами, а азербайджанцы исповедуют шиитскую ветвь ислама, им никогда не мешало.
Из-за наличия нефти Азербайджан уже в 19-м столетии стал самым экономически развитым местом на Кавказе. Поэтому там хватало нефтяников, ремесленников и предпринимателей, которые обращали внимание на соседние регионы. Неудивительно, что первые азербайджанцы в Грозном появились уже тогда.
Азербайджанкой была супруга Тапы Чермоева, крупного промышленника и первого чеченского миллионера. Азербайджанцем был Али Гусейнов, мулла, который построил первую в городе Грозном мечеть. Предками певца Муслима Магомаева были чеченцы – именно поэтому его фамилия образована от имени Магома, чеченской формы традиционного исламского имени Магомед. У азербайджанцев подобная фамилия звучала бы, как Мамедов.
Так что, между этими народами уже очень долгое время складываются теплые отношения. Даже экономические связи были всегда: азербайджанскую нефть добывали с помощью оборудования, изготовленного на грозненском заводе «Красный молот», а ее существенную часть перерабатывали на предприятиях ЧИАССР. И наоборот: азербайджанские специалисты помогали наладить нефтедобычу в Чечне. А через ее столицу проходила знаменитая «Бакинка», автодорога всесоюзной важности, соединившая Баку и Ростов.
Также, хоть об этом вспоминать не очень приятно, в смутные девяностые годы чеченские боевики попытались организовать в Азербайджане нечто вроде своей оперативной базы. Например, Басаев даже успел построить себе в Баку шикарный особняк. Но через какое-то время «бородатые» отсюда уехали, когда начали ходить слухи, что готовится их масштабная выдача в РФ.
В любом случае, эти народы прекрасно друг друга знают. Азербайджанцы и сейчас нередко делают карьеру в Чеченской республике. В связи с этим можно вспомнить Забита Самедова, главного тренера кикбоксеров спортивного клуба «Ахмат». А азербайджанский врач Эльхан Сулейманов был сначала министром здравоохранения, а затем стал вице-премьером ЧР.
Если говорить о чисто бытовых отношениях, то наши сегодняшние герои всегда поддерживают друг друга. Между ними не было тяжелых моментов истории, никогда не пробежала черная кошка. Более того, я бы сказал, что азербайджанцы часто ищут общества чеченцев, им приходится очень по душе их менталитет, обычаи, верность исламу и национальный характер.
В связи с этим можно вспомнить уже упомянутого Муслима Магомаева и легендарного чеченского танцовщика и хореографа Махмуда Эсамбаева. Они познакомились еще молодыми людьми и всю свою жизнь оставались близкими друзьями.