Сегодня, 30 марта, прославленный ульяновский скульптор, Заслуженный работник культуры и член Союза художников России Евгений Усерднов отмечает юбилей, ему исполняется 70 лет. Несмотря на золотой возраст Евгений Георгиевич полон творческих планов и идей. Он ежедневно работает в своей творческой мастерской и обучает этому ремеслу юных ульяновцев.
Произведения скульптора частенько уезжают в крупные города в качестве подарка известным людям, а его «Симбирск» из красного дерева несколько лет назад презентовали Президенту России Владимиру Путину. Но творческий путь Евгения Георгиевича начинался сложно, он преодолел немало препятствий, а помогала ему всегда безусловная любовь к прекрасному.
Накануне круглой даты «КП-Ульяновск» съездила на мастер-класс к известному ульяновскому скульптору в художественную школу, где он преподает уже несколько десятков лет. Глина под четким руководством Усерднова в руках особенных деток (мастер-класс был организовал специально для них), будто превращается в волшебный материал – у каждого ребенка получается свое прекрасное творение.
Евгений Георгиевич – преподаватель хоть и строгий, но понимающий и отзывчивый. Каждому ребенку помогает и направляет, поддерживая в рабочем классе дисциплину и порядок. По прошествии часа детки уже гордились своими работами – смотрели на произведения, широко расплывшись в улыбке, и не верили, что способны делать такую красоту. Сам преподаватель оценил результаты своих учеников самой высокой отметкой и гордостью за них в сияющих глазах.
ОБРАДОВАЛСЯ, ЧТО НЕ ПОСТУПИЛ
Связать свою жизнь со скульптурой Евгений Георгиевич решил еще в детстве, все началось с пионерского лагеря, где он начал делать свои первые поделки из глины и мыла.
«Родители сначала не замечали моего увлечения. Они хотели, чтобы я был архитектором, но я не разделял их желания, потому что мечтал стать скульптором», - начал диалог с «КП-Ульяновск» Усерднов.
Несмотря мечты, художественного направления в жизни будущего скульптора долгое время не было. Учился Евгений Георгиевич в ульяновской школе №2, учился средненько, в 8 классе его случайно избрали в Комитет комсомола. «Там я вёл спортивный сектор – после уроков занимался шахматами, хоккеем, настольным теннисом, но творчества в школьные годы у меня не было. В Ульяновске и школ художественных не было, я даже не знал о существовании таких».
В выпускных классах родители Усерднова настаивали на его подготовке к институту. «У нас архитектурного института в городе не было, он был в Самаре. Ни родители, ни я сам, не знали, что там надо рисовать. Чертил я хорошо, но не рисовал, от слова совсем», - вспоминает скульптор.
Несмотря на это в юном возрасте он отправился покорять другой город. При поступлении в Самарский архитектурный Евгению Георгиевичу не хватило одного балла. «Я обрадовался, что не поступил, потому что не хотел там учиться. С чистой совестью вернулся и отчитался перед родителями», - смеется скульптор. «Зато там я понял, что владею некими способностями способности к рисованию».
ЛЕПИТЬ ИЗ ЧЕРНОЙ ГЛИНЫ НЕ НРАВИЛОСЬ
Со справкой, которую Усерднову дали в Самаре, он пошел в ульяновское художественное училище, где произошла судьбоносная встреча.
«Я встретился с учителем, который поинтересовался, не хочу ли я преподавать в средней школе рисунок. Я говорю, нет, конечно, ни за что. Не нравилось мне это дело. Я сказал ему, что хочу стать скульптором, поэтому он отправил меня в художественную школу к Юрию Васильевичу Павлову», - вспоминает в диалоге с «КП-Ульяновск» Евгений Георгиевич.
На тот момент будущему скульптору было 17 лет. В художественной школе его определили сразу в два класса. «В первую смену я учился в 4 классе, во вторую - во 2-ом. Спустя полгода школы я понял, что точно буду художником. Мне понравился рисунок и акварельная живопись. Скульптурой тогда я занимался меньше. В то время была жирная чёрная глина, поэтому лепить мне не очень нравилось».
Во время учебы Усерднов много слышал о Пензенском художественном училище, ребята, приехавшие оттуда, заходили в школу и рассказывали, как здорово там учиться. Тогда-то Усерднов точно решил поступать на художника. К тому же, на таком решении настаивал и его преподаватель Юрий Васильевич Павлов.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ОТКРЫЛ НОВЫЕ ДВЕРИ…
«Спустя год обучения в художественной школе я поехал в Пензу за неделю до экзаменов, подготовка по рисунку у меня была слабая. Я рисовал все, что угодно, только не то, что нужно для экзаменов», - улыбается скульптор.
В Пензе он заселился на квартиру и познакомился с соседом, который за пять дней до поступления научил его рисовать правильно. «В Пензе очень крутое училище, туда поступали по три-четыре года со всей России. Было очень престижно там учиться, на место было по 10 человек. Ребята готовились на курсах по несколько месяцев. У меня этого не было. Но приемной комиссии понравилась моя композиция на тему времён года. Я сделал романтический образ девушки в тонком платье рядом с березой», - говорит Усерднов.
В институте будущий скульптор учился очень хорошо, практически ни одной четвёрки у него не было. Занимался там настольным теннисом, был чемпионом. Учиться, по словам собеседника «КП-Ульяновск» было весело и легко. Дипломную работу он тоже сдал на пятерку.
…КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ ЕГО В СЕРДОБСК
«В то время, а это был 1975 год, диплом на руки не отдавали, нужно было отработать три года по распределению. Мне предложили два места – художником на хрустальный завод в Никольск, или в художественную школу. Я знал, что в школе работа начинается в обед, а мне очень хотелось заниматься творчеством. Поэтому согласился работать в школе. В Пензе мест не было, поэтому я отправился в провинциальный город Сердобск в двух часах езды от нее».
СОСЕДСТВО С ГРОБАМИ
На новом месте Усерднов начал снимать жилье у местной бабушки, условий в школе для работы не было – ни глины, ни материала, нужно было самому все организовываться. «Поэтому я пошел в партию, мне предложили двухэтажный деревянный домик в центре города, цокольный его этаж», - говорит он.
«На втором этаже того же домика было бюро ритуальных услуг. Каждое утро они свою продукцию выставляли перед моими окнами – я смотрел на гробики и веночки. Так начинался мой творческий путь», - улыбается Усерднов.
Маленькие ученики молодого скульптора приходили на занятия к нему прямо туда. Летом в доме были нормальные условия, а зимой становилось очень холодно. Несмотря на наличие двух печек, топить их было нечем. «Зарплаты маленькие тогда были. А в салон ритуальных услуг привозили торф и складывали у меня в подвале. Вот я им подтапливал помещения, и классы учебные в том числе. Весной владельцы бюро увидели, что я ополовинил их склад, и пожаловались в Горком, тем, кто дал мне это место. Сказали, что я у них ворую. Меня оттуда выгнали, поэтому прожил я там год».
ЖИЗНЬ НА ОСТРОВЕ – НА РАБОТУ НА ЛОДКЕ
Дальше жизнь продолжила выставлять препятствия на пути Евгения Георгиевича – он переехал на остров, откуда добирался на работу на лодке. Прожил так Усерднов Сердобске еще два года. «Но потом мама тяжело заболела, и я вернулся в Ульяновск. Сразу пришёл в художественную школу устраиваться на работу. Мне дали всего один класс – 12 часов. Вёл живопись и рисунок. Зарплата тогда была очень маленькая, 60 рублей, как у уборщицы».
Помимо работы Евгений Георгиевич занимался творчеством в церквушке на Гончарова, помогал скульпторам. Набрался практики и стал делать самостоятельно работы. «Заказов в то время было очень много, и зарплата тоже была хорошая».
СОЗДАНИЕ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ
Однако директору художественной школы не очень нравилось, что Усерднов занимался и другой работой. «Он начал привлекать меня, решил сделать скульптурную группу из учеников школы. Я знал, кто хорошо занимался, поэтому собрал эту группу. Хорошие ребята были, мы скульптурой занимались серьезно. Участвовали на всесоюзных выставках. Потому была ещё одна группа, а в Художественном фонде я так уже не напрягался. Все чаще участвовал в престижных молодёжных выставках», - вспоминает Евгений Георгиевич.
В 1979 году Усерднова приняли в молодёжную секцию Союза художников России. Первая мастерская скульптора была на Дамбе, которая позже перешла в руки Горсвинкома.
МАСТЕР БЕЗ МАСТЕРСКОЙ
Спустя время Евгению Георгиевичу предложили мастерскую на Гончарова, где был овощной магазин, который часто затапливало водой. «Меня в городе уже знали. За то, что снежные фигуры делал для украшения города, дали это большое помещение размером 210 квадратных метров. Чтоб его не затапливало мы с друзьями загерметизировали стену бетоном. Проработал я там лет 8. Потом на помещение стали претендовать предприниматели, выдавливать меня, а я передал его художественной школе, чтоб дети ходили заниматься», - рассказывает скульптор.
Долгое время у Усерднова своей мастерской не было – он занимался в школе за ширмой и дома на лоджии. А в 2000 году освободилась мастерская на Клубной, 4. Там Евгений Георгиевич и создает свои прекрасные произведения уже 23 года. За его спиной многочисленные выставки. Только крупных, всероссийских набралось порядка 18. В 1995 году Евгений Усерднов становится членом Союза художников России, на его опыте персональные выставки по многих известных залах. Несмотря на свои достижения, он продолжал работать в детской художественной школе, потому что видел успехи своих учеников.
ОСОЗНАЛ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ
«Ребята стали поступать в престижные учебные заведения. Около 20 человек сейчас являются членами Союза художников России по скульптуре, многие работают в других городах. Я почувствовал, что это мое призвание, стало интересно самому», - улыбается Усерднов.
«Стал совмещать – утром в мастерской, после обеда в школе. Но в 70 лет стало тяжело, нужно думать, чем жертвовать. Но чувствую, что в творчестве я могу ещё что-то сделать».
ЧТО ЕЩЕ
Работы Евгения Усерднова пользуются широкой популярностью – их презентуют почетным гостям и важным людям. Был на его практике и самый незабываемый заказ. Случилось это в 2008 году.
«На областной выставке висел мой рельеф из красного дерева, назывался он «Симбирск». Со мной связались из Правительства региона и сказали, что не нашли лучшего подарка для Владимира Путина, когда он приехал с визитом на наш ульяновский авиакомплекс. С тех пор стали они у меня заказывать подарки гостям города, и забирали работы в качестве презентов, когда сами ездят в столицу».
Среди частных клиентов Евгения Усерднова сотрудники компании «Волга-Днепр». Однако главное в жизни скульптора остается творчество.
«Все время я отдаю творчеству. Даже педагогическая деятельность в школе – это часть моего творчества. Может быть, это дар сверху, потому что в ВУЗах не учат творчеству, учат ремеслу. А уже после каждый решает для себя, чем именно ему заниматься», - резюмировал сегодняшний юбиляр.