В дальнем углу шкафа обнаружила почти забытую статуэтку и снова поразилась, как когда-то при покупке в 1970-х гг., насколько она хороша!
Как её только сейчас в интернете не называют: и "Башкирский юноша", и "Юный чабан", и "Танцующий башкир"; а кто-то даже окрестил фигурку вообще "Салават Юлаев" (в честь национального башкирского героя). А вот как она числится по каталогу: просто "Башкир". Обратите внимание на ориентировочную цену: 150-180 долларов. Откуда они это только берут? По-моему, цена явно завышена: фигурка не редкая, и на площадках продаж можно найти "Башкира" за 3500-4500 рублей.
Но мне кажется, ближе всего к истине название "Башкирский юноша- чабан". Об этом говорит и национальная одежда, и возраст парнишки - почти мальчик. Раньше не обращала внимания, а теперь разглядела: через плечо у него переброшен кнут - явно пастух. Это хорошо видно на современном повторе статуэтки.
Кстати, мне раскрашенная и с люстром статуэтка нравится меньше, чем авторский вариант (бело-красный с золотом). Да и щёчки с бровками куда-то пропали в повторе - всё теперь нарисовано. Мелькнула даже мысль: как можно неумеренным окрасом испортить хорошую фигурку. Но бог с ней, с окраской - больше всего впечатляет сама вольная поза, запрокинутое лицо, будто подставленное свежему ветру. И как естественно и узнаваемо он придерживает шапку.
Статуэтка "Башкир", 1963-79 гг., автор: Т. Нечаева, выполнена на Октябрьском фарфоровом заводе (ОФЗ) - одном из крупнейших в СССР. Расположен он был в городе Октябрьский, Башкирской АССР (ныне республика Башкортостан). Основан завод был в 1963-м году. ОФЗ в советское время ориентировали в основном на выпуск посуды, а статуэтки тут производили редко. Посуда у ОФЗ оригинальная и симпатичная.
А среди малой пластики несомненно выделяются работы Тамары Павловны Нечаевой - прекрасного мастера декоративно-прикладного искусства. С 1941-го года она после окончания Ленинградской художественной студии жила и работала в Уфе, и умерла в 2003-м году в этом же городе. Т.П. Нечаева обладала разносторонним талантом: начинала, как художник-живописец, далее проявила себя и как скульптор малых форм, и как создатель монументальных памятников.
Ещё в 1950-е годы она создала замечательную серию работ в фарфоре, посвящённую Башкирии. В этих небольших фигурках отражаются быт и культура башкирского народа, имеющего богатейшую и давнюю историю.
Её статуэтки обладают притягательным национальным колоритом. Как правило, они живые, динамичные и очень естественные, с лаконичной надглазурной росписью, которая только подчёркивает позу и движение.
Т. Нечаева долго сотрудничала с ДФЗ "Вербилки". Например, фигурки "Башкирский танец" (Девушка) и "Башкир с кураем" ("Кураист") изначально выпускались как раз в Вебилках. "Кураист" ДФЗ "Вербилки" очень мне нравится, но эта статуэтка запредельно дорогая и редкая.
Но с открытием в 1963-м году Октябрьского ФЗ Т. Нечаева перевела выпуск статуэток в Башкирию, при этом немного изменив их. У девушки в "Башкирском танце" ОФЗ поменяла пластику. Обратите внимание: указательный палец на левой руке поднят вверх, а средний и большой сведены в колечко - типично восточная пластика кисти в танце. У "Башкира с кураем" убрали музыкальный инструмент - видимо, чтобы упростить технологический процесс. Но и цена стала меньше.
ОФЗ вообще отличался экспериментальным подходом, на который не решались другие фабрики. Например, та же Т. Нечаева разработала посуду, украшенную мини-пчёлками, что было несомненно дорого и технически сложно. Но в Башкирии существует культ пчелы - и вот она запечатлена в виде ручки.
Кстати, ОФЗ - один из немногих заводов СССР, который благополучно существует до сих пор, как ООО "Башкирский фарфор". По-прежнему выпускает посуду, только белую, ресторанную; а не такую весёлую и красочную, как раньше. И в небольших количествах по-прежнему делает и статуэтки, только какие-то упрощённые. Но есть и отличные экземпляры: например, работы супругов Кузнецовых. Все эти фото взяты из интернета.
И закончу статью марками ОФЗ: прошлыми и современными.