Найти тему
George Rooke

Гигиена по-испански

Я уже писал взгляд на чистоту на корабле у англичан, а вот что творилось примерно в 1760-1790 годах на кораблях испанцев.

Прежде всего, это низкие потолки (не выше 1.65 м, тогда как у англичан все было рассчитано на средний человеческий рост – 5 футов 7 дюймов, или 170 см), естественно ходить на нижних палубах можно было только согнувшись, или биться головой обо все выступы. Естественно, что на корабле – дикая скученность. Напомню, что на 74-пушечнике служило примерно 700 человек. На 112-пушечнике – 1000. 112-пушечник – это 63 метра длины и 16 метров ширины. Вот на этой площади сосредотачивались 1000 человек. Плюс (не будем забывать) – бродячий зоопарк – коровы, свиньи, птица, и т.д., ЗИПы, пушки, боеприпасы и тому подобное.

Естественно, что военный корабль являлся гнездом инфекций из-за скученности людей и животных. Плюс – дикая влажность. Канаты из пеньки – постоянно мокрые, гниющие. Гамаки – мокрые, воняющие (у испанцев внезапно был только один гамак на человека, и они никогда не стирались и не мылись. Нет, приказы при каждом удобном случае мыть гамаки были, но их все честно игнорировали. А иногда мыли морской водой, которая полностью не вымывала гамак, а тошнотворный запах йода и соли смешивался с запахом экскрементов), вода через щели, палубы, перегородки капает, капает, и скапливается внизу, в районе балласта. Где смешивается с мочой животных (которые ходят по-малому и большому когда захотят, им не прикажешь), и вскоре в районе балласта образуется зловонное озеро, где плавают мертвые крысы, роится мошкара, появляются комары, личинки всяческих насекомых, при плавании в тропиках – зеленые мухи…. Но это не самое страшное. Самое страшное – это малярийные комары с этого зловонного озера, а так же вши и мухи с животных (ибо испанцы животным еженедельные ванны в отличие от англичан не устраивали).

На кораблях не было систем вентиляции, световые люки были расположены неоптимально, поэтому воздух на нижних палубах был затхлый, тяжелый. Балласт испанцы не вычищали до постановки корабля на тимберовку. Когда же ставили – выносить балласт присылали каторжников, ибо мастера верфей даже подходить к нему брезговали.

Кухни обычно размещались под загонами скота и сообщались с ними люками. С одной стороны удобно – кухня и потенциальные блюда рядом. С другой стороны – постоянная вонь от испражнений животных, не особо приятные звуки, а иногда и капающая сверху моча, и кал. Под загонами размещались и лазареты, во время эпидемий больные лежали в прямом смысле слова в грязи и говне (причем не своем, чужом), что мало способствовало выздоровлению. Под загонами размещался и винный погреб.

Не верьте картинам, где испанцы стоят в белоснежных штанах в бою. В районе паха эти штаны чаще всего были цвета чайной розы, а сама команда через месяц плавания больше напомнила каторжников – воняющие, бородатые, грязные. Чтобы не мыть волосы – их собирали в косичку сзади. Стрижки, которые практиковались некоторыми командирами, вызывали настоящие матросские бунты.

Первые меры по соблюдению гигиены были приняты в испанском флоте только в 1786 году. Было увеличено число морских пехотинцев, а капитанам было приказано заставлять команду убирать и мыть корабль хотя бы раз в неделю. Нижние палубы ежевечерне окуривали можжевельником. Появились наконец-таки специально выделенные люди для обслуживания орудий и уборки батарейных палуб (аналог английских квортерганнеров). Места загонов скота, кухня, винный погреб и лазарет теперь в приказном порядке убирались дважды в день (утром и вечером). С 1796 года эти помещения убираются морской водой, в которую добавляется немного серной кислоты, смешанной с нитратом калия. Убирало это средство очень хорошо, но специфический запах серы был ужасным, поэтому уборкой такой занимались в основном в качестве наказания.

Первые системы воздухозабора и вентиляции появились в испанском флоте только в 1820-х годах, и взято это было, как ни странно прозвучит, из нашего флота. Вернее, с наших судов, проданных испанцам после Наполеоновских войн. Мы всегда копировали английские корабли, а испанцы, увидев и оценив воздухозаборники Хейлса, стали устанавливать их и на своих кораблях.