Найти тему
Elena Sokol

Не очевидные цели в образовании ребенка с особенностями в развитии

Всем привет! Меня зовут Елена  Сокол и я логопед -практик. Я помогаю обычным мамам из нашей с вами жизни заниматься со своими детьми самостоятельно. Адепт семейного образования.
Всем привет! Меня зовут Елена Сокол и я логопед -практик. Я помогаю обычным мамам из нашей с вами жизни заниматься со своими детьми самостоятельно. Адепт семейного образования.

Привет, друзья!

Я могу сейчас написать о нормах развития речи. Но работаю я с говорящими детьми. А писать, то чем не занимаюсь на практике я не хочу. Считаю это для себя не уважением к своей аудитории.

Вы же не хотите слышать и читать логопеда специализирующегося на запуске речи про то, как полезен и нужен массаж при дизартрии? А если хотите, то скорее всего вы еще не слышали о том, что все области логопедии знать сегодня не реально.

Но даже не это. Сегодня пост о том как полезен массаж при дизартрии, или о том какие нормы речи может написать любая нейросеть.

А я не трачу время ни свое, ни ваше.

Итак. Я отвлеклась.

Цели в образовании ребенка с особенностями. И это те цели которым не придают значения. Однако, именно они важны для ребенка с особенностями даже больше, чем умение нарисовать интеграл в алгебре. Эти цели растят самооценку ребенка.

И именно в России им не уделяют внимание. Или если и уделяют, то очень сложным детям. Например с умственной отсталостью или с синдромом Дауна.

Но на мой взгляд детям с задержкой психического развития эти цели нужно ставить.

Что же это за цели такие уникальные?

Это бытовые навыки. Те навыки которые в норме у обычного ребенка формируются самостоятельно.

Но особого мы оберегаем от этого. Потому что наши дефектологи (я говорила о том, что не люблю советскую дефектологию? Да. Ту что классические учебники понаписала.)

Что делают наши российские дефектологи, когда приходит мама ребенка с особенностями на прием, сразу рассказывают о том, что ребенку этому особому нужно. И забивая расписание нейродефектологами у мамы проходит изрядная доля жизни. И иногда проще сделать самой бутерброд, потому что времени нет после всех специалистов, чем доверить неуклюжему ребенку.

Цель все таки добиться нормы. И это правильно. Но под понятием нормы наши дефектологи ставят именно написанные нормы в учебнике.

Но эта же установка приводит наших особых детей к такому явлению как выученная беспомощность. Когда ребенок думает, "все равно у меня ничего не выйдет, мама будет торопить, раздражаться, ругаться. Не буду ничего делать". Со временем выученная беспомощность приводит к инфантилизму. Не желанию ребенка взрослеть. Раз в детстве хорошо, то зачем взрослеть.

Когда я поняла, в чем опасность такого подхода я решила что можно посмотреть на другой опыт.

И я его нашла. Это опыт заграничных коллег. В первую очередь АВА подход. Вы думаете что он только для детей с аутизмом создан? Изначально да. Но в целом он подходит всем. И даже когда вам дают промокод на скидку это тоже АВА подход. Вам создают условия для вашей покупки.

То есть. НАМ НУЖНО СОЗДАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ ЧТО БЫ НУЖНЫЙ НАМ НАВЫК И УМЕНИЕ СФОРМИРОВАЛИСЬ. Это и есть АВА.

Итак мы создаем условия, для того что бы ребенок мог обучиться.

Если вы едите в автобусе до школы, то ваша задача что бы ребенок научился узнавать свою станцию и вовремя выйти. Это может быть узнавание местности если ребенок хорошо видит, но плохо слышит например. Это может быть слуховое внимание, он будет следить какие остановки объявляют что бы вовремя выйти, если например проблема со зрением.

Собрать чемодан в отпуск. И ничего если что то забудет, вы потом конечно все проверите. Но для ребенка эта часть развития тоже важна.

Налить себе чай и сделать бутерброд.

В последнем подкасте мы с психологом говорили про тревожные расстройства у детей. И причины их лежат как раз не в академических знаниях или не знаниях. Если не слушали, то стоит послушать тут http://elenasokol.tilda.ws/#about

При этом я люблю ставить маленькие цели. Не сразу всему обучать, а потом бросить. А постепенно. Начать с одного умения в месяц.

Выделить какое бы хотели развить. Наметить себе план. И действовать.

Пишите что думаете на эту тему?

Онлайн Консультация по инклюзии
Онлайн Сопровождение

Елена Сокол