Найти в Дзене

Стрельна. Константиновский дворец. Часть №1. Прошлое и настоящее

Санкт-Петербург славится своими историческими достопримечательностями и богатым культурным наследием. В то же время за пределами города также можно обнаружить немало интересных объектов. В окрестностях Северной столицы расположено множество увлекательных исторических усадеб, дворцов и парков, среди которых можно выделить такие жемчужины, как Павловск, Гатчина и Пушкин (Царское Село). Но сегодня мы подробнее остановимся на Стрельне. Стрельна - это небольшой, но очень живописный поселок, расположенный на южном побережье Финского залива, всего в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. Одной из главных достопримечательностей Стрельны является Константиновский дворец. Это один из самых впечатляющих и вместе с тем малоизученных дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга, зачастую остающийся в тени тех же Павловска, Гатчины и Пушкина (Царского Села). Его история, полная взлетов и падений, отражает сложные перипетии российской истории, начиная от петровских амбиций и заканч

Санкт-Петербург славится своими историческими достопримечательностями и богатым культурным наследием. В то же время за пределами города также можно обнаружить немало интересных объектов. В окрестностях Северной столицы расположено множество увлекательных исторических усадеб, дворцов и парков, среди которых можно выделить такие жемчужины, как Павловск, Гатчина и Пушкин (Царское Село). Но сегодня мы подробнее остановимся на Стрельне.

Экскурсионное бюро. Фото автора.
Экскурсионное бюро. Фото автора.

Стрельна - это небольшой, но очень живописный поселок, расположенный на южном побережье Финского залива, всего в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. Одной из главных достопримечательностей Стрельны является Константиновский дворец. Это один из самых впечатляющих и вместе с тем малоизученных дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга, зачастую остающийся в тени тех же Павловска, Гатчины и Пушкина (Царского Села). Его история, полная взлетов и падений, отражает сложные перипетии российской истории, начиная от петровских амбиций и заканчивая революционными потрясениями. В конце XVIII века здесь находилась резиденция великих князей Дома Романовых. Среди владельцев имения были цесаревич Константин Павлович, а затем генерал-адмирал Константин Николаевич и их потомки.

Пропускной пункт. Фото автора.
Пропускной пункт. Фото автора.
Река Кикиенка. Фото автора.
Река Кикиенка. Фото автора.
Конюшенный корпус. Административный корпус "Дворца конгрессов". Фото автора.
Конюшенный корпус. Административный корпус "Дворца конгрессов". Фото автора.

Предлагаю вместе отправиться в увлекательное путешествие по Константиновскому дворцу, узнать о его богатую истории и прогуляться по его залам и гостиным. Наша экскурсия по Стрельне будет состоять из двух частей: в первой публикации мы осмотрим доступную нам территорию вокруг дворца, а также сам дворец. А во второй части нас ждут великолепные залы и гостиные.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Поскольку данный комплекс функционирует как официальная резиденция Президента Российской Федерации, доступ на его территорию, включая парк и Константиновский дворец, осуществляется исключительно в рамках организованных групповых экскурсий. Они формируются таким образом, что группы посетителей не слишком велики, что позволяет комфортно осматривать достопримечательности и получать исчерпывающую информацию от экскурсовода. Экскурсия начинается с прохождения осмотра на КПП на отсутствие запрещенных к проносу предметов. Это понятно и объяснимо, как никак дворец и парк - объекты режимные.

Конюшенный корпус. Административный корпус "Дворца конгрессов". Фото автора.
Конюшенный корпус. Административный корпус "Дворца конгрессов". Фото автора.
Отреставрированные пилоны (исторические ворота) на территории парка. Фото автора.
Отреставрированные пилоны (исторические ворота) на территории парка. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Итак, в 20 километрах от Санкт-Петербурга находится одно из самых живописных и впечатляющих мест - поселок Стрельна - старейший пригород Санкт-Петербурга. Он является внутригородским муниципальным образование в составе Петродворцового района. Название "Стрельна" связано с речкой Стрелкой, которая впадает здесь в Финский залив.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Дворцовый пруд. Фото автора.
Дворцовый пруд. Фото автора.

История Стрельни тесно связана с Константиновским дворцово-парковым ансамблем. Петр I в 1709 году на южном берегу Финского залива присмотрел это место, чтобы построить дворец, который бы превзошел Версаль. Именно в этих краях Петр I решил заложить грандиозную парадную резиденцию, способную поразить воображение роскошью и масштабом. Фонтаны и водоемы должны были стать неотъемлемой частью ансамбля.

Памятник Петру Великому перед Константиновским дворцом . Фото автора.
Памятник Петру Великому перед Константиновским дворцом . Фото автора.
Константиновский дворец . Фото автора.
Константиновский дворец . Фото автора.
Памятник Петру Великому перед Константиновским дворцом . Фото автора.
Памятник Петру Великому перед Константиновским дворцом . Фото автора.

Перед Константиновским дворцом 27 мая 2003 года во время торжеств по случаю 300-летия Санкт-Петербурга был открыт монумент Петру Великому. История создания этого памятника весьма сложна и запутанна. Оригинальная конная статуя Петра I, созданная берлинским скульптором на средства горожан Риги, была установлена в центре города на Александровском бульваре 4 июля 1910 года в честь 200-летия присоединения Лифляндии к России. Церемонию открытия посетила царская семья во главе с императором Николаем II. Во время Первой мировой войны монумент был утрачен при эвакуации. В 30-е годы памятник был обнаружен на дне моря и поднят. Несмотря на попытки реставрации, статуя осталась в Латвии. К юбилею Санкт-Петербурга была изготовлена копия скульптуры работы Густава Шмидта-Касселя.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

История Стрельнинского (Константиновского) дворца – это настоящая сага, полная взлетов и падений. Да, задуманный Петром I в 1715 году как величественная императорская резиденция, своего рода русский ответ Версалю, проект долгое время находился в замороженном состоянии. Выбор места, однако, оказался не совсем удачным. Оказалось, что сложный рельеф и гидрогеологические условия местности не позволяли реализовать амбициозный план Петра Великого по созданию многочисленных фонтанов. В итоге работы были приостановлены и идея с "российским Версалем" позже блестяще воплотилась в жизнь в Петергофе. Интересно, что по задумке Петра, Стрельна должна была стать ещё более величественным ансамблем, чем Петергоф! Строительство дворца растянулось на десятилетия.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Герб России на фасаде дворца. Фото автора.
Герб России на фасаде дворца. Фото автора.

К работе над проектом привлекались лучшие архитекторы своего времени. Первый проект, созданный итальянским архитектором Себастьяном Чиприани, был отвергнут. Француз Жан-Батист Леблон, один из главных зодчих петровской эпохи, внесший значительный вклад в формирование первоначального облика дворца и автор утвержденного Петром проекта, в 1719 году скоропостижно умирает. В дело вступает еще один итальянец - Николо Микетти, итальянский мастер, известный своим умением сочетать барокко с элементами классицизма. Наконец, в июне 1720 года заложен Константиновский дворец, а вместе с ним и началось строительство парка. Проект дворца в Стрельне - главное произведение Микетти.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Через некоторое время выясняется, что система возводимых фонтанов не сможет в должном объеме получать тот объем воды, необходимый для полноценного функционирования намеченных грандиозных водных феерий. Благодаря инженерным расчетам инженера-гидротехника Бурхарда Христофоровича фон Миниха удалось вовремя выяснить о невозможности реализации фонтанного комплекса в Стрельнинской резиденции. В итоге Петр I переключил свое внимание на другой участок Финского залива, где были лучшие условия для устройства фонтанного комплекса, оставив Стрельну незавершенной. Царедворец, не долго думая, переносит запланированный комплекс в соседний Петергоф.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

А что Стрельна? Работы по возведению дворца приостановились, а после смерти императора и вовсе окончательно прекратились. Однако "Русский Версаль" в Стрельне, хотя и не достиг задуманного Петром размаха, все же стал символом монаршей власти, его история полна интересных деталей и неожиданных поворотов. Строительство дворца, начатое в 1720 году, растянулось на десятилетия.

Фото автора.
Фото автора.

В 1750-х годах, в правление Елизаветы Петровны, строительство продолжилось. Эстафету подхватил знаменитый Франческо Бартоломео Растрелли, создавший уникальный стиль русского барокко, дополнивший дворцовый ансамбль своими новаторскими идеями. Есть интересный момент, связанный с Растрелли и Константиновским дворцом. Многие историки и исследователи пришли к мнению, что Растрелли позднее, при проектировании трёхчастной сквозной арки со стороны главного фасада Зимнего дворца, применил архитектурное решение, использованное итальянцем Николо Микетти в строительстве Константиновского дворца в Стрельне.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Но и Растрелли не закончил этот стрельневский долгострой. Следующими были: Андрей Воронихин, архитектор Казанского собора, привнесший в проект нотки строгого классицизма; Луиджи Руска, представитель позднего классицизма, и Андрей Штакеншнейдер, мастер эклектики. Все они внесли свой вклад в перестройки и реконструкции, преображавшие облик дворца в соответствии с меняющимися вкусами и модой разных эпох.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Каждый из них оставил свой след в архитектурном облике Стрельны, создав уникальный сплав стилей. Перерывы в строительстве, связанные с финансовыми трудностями, сменой моды и политическими обстоятельствами, привели к тому, что дворец постоянно достраивался, перестраивался и видоизменялся. Постоянное обновление дворца ведет к тому, что мы сегодня видим здание, воплощающее в себе несколько архитектурных стилей и эпох. В конце XVIII века Стрельна приобрела статус резиденции великих князей.

Фото автора.
Фото автора.

Сначала здесь поселился цесаревич Константин Павлович, сын Павла I, а затем его племянник великий князь Константин Николаевич, сын Николая I. Именно после этого дворец получил название Константиновский. Каждый из них оставил свой след в истории усадьбы, добавив новые элементы в интерьеры и ландшафтный дизайн. Последним владельцем Константиновского дворца был великий князь Дмитрий Константинович, внук Николая I. Однако, в отличие от своих предшественников, он проживал преимущественно за границей.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Парк, окружающий дворец, – это отдельная тема для разговора. Его ландшафт, спланированный в стиле английского пейзажного парка, с многочисленными аллеями, прудами, скамейками и фонтанами, создает атмосферу умиротворенности и спокойствия. В заключение можно сказать, что Стрельна с её Константиновским дворцом – это уникальный памятник истории и архитектуры, заслуживающий самого пристального внимания. Его изучение позволяет прикоснуться к великой истории России, почувствовать дух прошлых эпох и полюбоваться великолепным творением человеческих рук.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

После революции 1917 года дворец был национализирован и использовался для различных целей: Стрельнинская школа-колония, Дом отдыха, курсы усовершенствования высшего и среднего начсостава ВМФ. После войны с 1955 года, в течение 45 лет дворец был передан курсантам Арктического училища. С 1990 дворец пустовал и пришел в негодность. В начале 2000-х годов он был возвращен к былой красоте. Сегодня Константиновский дворец – это не только исторический памятник, но и место проведения важных мероприятий международного уровня, символ культурного наследия России, хранитель многих секретов и воспоминаний о великой эпохе.

Фото автора.
Фото автора.

Архитектурный ансамбль Константиновского дворца выполнен в стиле итальянского барокко и представляет собой центральную часть с боковыми флигелями. Северный фасад, обращенный к морю, подчеркивает морскую мощь государства. Центральная часть фасада украшена горельефом с двуглавым орлом, держащим карты четырех морей.

Памятник Петру Великому перед Константиновским дворцом . Фото автора.
Памятник Петру Великому перед Константиновским дворцом . Фото автора.

Друзья, окончание знакомства с Константиновским дворцом в ближайшем выпуске! Не пропустите! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.