Санкт-Петербург славится своими историческими достопримечательностями и богатым культурным наследием. В то же время за пределами города также можно обнаружить немало интересных объектов. В окрестностях Северной столицы расположено множество увлекательных исторических усадеб, дворцов и парков, среди которых можно выделить такие жемчужины, как Павловск, Гатчина и Пушкин (Царское Село). Но сегодня мы подробнее остановимся на Стрельне.
Стрельна - это небольшой, но очень живописный поселок, расположенный на южном побережье Финского залива, всего в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. Одной из главных достопримечательностей Стрельны является Константиновский дворец. Это один из самых впечатляющих и вместе с тем малоизученных дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга, зачастую остающийся в тени тех же Павловска, Гатчины и Пушкина (Царского Села). Его история, полная взлетов и падений, отражает сложные перипетии российской истории, начиная от петровских амбиций и заканчивая революционными потрясениями. В конце XVIII века здесь находилась резиденция великих князей Дома Романовых. Среди владельцев имения были цесаревич Константин Павлович, а затем генерал-адмирал Константин Николаевич и их потомки.
Предлагаю вместе отправиться в увлекательное путешествие по Константиновскому дворцу, узнать о его богатую истории и прогуляться по его залам и гостиным. Наша экскурсия по Стрельне будет состоять из двух частей: в первой публикации мы осмотрим доступную нам территорию вокруг дворца, а также сам дворец. А во второй части нас ждут великолепные залы и гостиные.
Поскольку данный комплекс функционирует как официальная резиденция Президента Российской Федерации, доступ на его территорию, включая парк и Константиновский дворец, осуществляется исключительно в рамках организованных групповых экскурсий. Они формируются таким образом, что группы посетителей не слишком велики, что позволяет комфортно осматривать достопримечательности и получать исчерпывающую информацию от экскурсовода. Экскурсия начинается с прохождения осмотра на КПП на отсутствие запрещенных к проносу предметов. Это понятно и объяснимо, как никак дворец и парк - объекты режимные.
Итак, в 20 километрах от Санкт-Петербурга находится одно из самых живописных и впечатляющих мест - поселок Стрельна - старейший пригород Санкт-Петербурга. Он является внутригородским муниципальным образование в составе Петродворцового района. Название "Стрельна" связано с речкой Стрелкой, которая впадает здесь в Финский залив.
История Стрельни тесно связана с Константиновским дворцово-парковым ансамблем. Петр I в 1709 году на южном берегу Финского залива присмотрел это место, чтобы построить дворец, который бы превзошел Версаль. Именно в этих краях Петр I решил заложить грандиозную парадную резиденцию, способную поразить воображение роскошью и масштабом. Фонтаны и водоемы должны были стать неотъемлемой частью ансамбля.
Перед Константиновским дворцом 27 мая 2003 года во время торжеств по случаю 300-летия Санкт-Петербурга был открыт монумент Петру Великому. История создания этого памятника весьма сложна и запутанна. Оригинальная конная статуя Петра I, созданная берлинским скульптором на средства горожан Риги, была установлена в центре города на Александровском бульваре 4 июля 1910 года в честь 200-летия присоединения Лифляндии к России. Церемонию открытия посетила царская семья во главе с императором Николаем II. Во время Первой мировой войны монумент был утрачен при эвакуации. В 30-е годы памятник был обнаружен на дне моря и поднят. Несмотря на попытки реставрации, статуя осталась в Латвии. К юбилею Санкт-Петербурга была изготовлена копия скульптуры работы Густава Шмидта-Касселя.
История Стрельнинского (Константиновского) дворца – это настоящая сага, полная взлетов и падений. Да, задуманный Петром I в 1715 году как величественная императорская резиденция, своего рода русский ответ Версалю, проект долгое время находился в замороженном состоянии. Выбор места, однако, оказался не совсем удачным. Оказалось, что сложный рельеф и гидрогеологические условия местности не позволяли реализовать амбициозный план Петра Великого по созданию многочисленных фонтанов. В итоге работы были приостановлены и идея с "российским Версалем" позже блестяще воплотилась в жизнь в Петергофе. Интересно, что по задумке Петра, Стрельна должна была стать ещё более величественным ансамблем, чем Петергоф! Строительство дворца растянулось на десятилетия.
К работе над проектом привлекались лучшие архитекторы своего времени. Первый проект, созданный итальянским архитектором Себастьяном Чиприани, был отвергнут. Француз Жан-Батист Леблон, один из главных зодчих петровской эпохи, внесший значительный вклад в формирование первоначального облика дворца и автор утвержденного Петром проекта, в 1719 году скоропостижно умирает. В дело вступает еще один итальянец - Николо Микетти, итальянский мастер, известный своим умением сочетать барокко с элементами классицизма. Наконец, в июне 1720 года заложен Константиновский дворец, а вместе с ним и началось строительство парка. Проект дворца в Стрельне - главное произведение Микетти.
Через некоторое время выясняется, что система возводимых фонтанов не сможет в должном объеме получать тот объем воды, необходимый для полноценного функционирования намеченных грандиозных водных феерий. Благодаря инженерным расчетам инженера-гидротехника Бурхарда Христофоровича фон Миниха удалось вовремя выяснить о невозможности реализации фонтанного комплекса в Стрельнинской резиденции. В итоге Петр I переключил свое внимание на другой участок Финского залива, где были лучшие условия для устройства фонтанного комплекса, оставив Стрельну незавершенной. Царедворец, не долго думая, переносит запланированный комплекс в соседний Петергоф.
А что Стрельна? Работы по возведению дворца приостановились, а после смерти императора и вовсе окончательно прекратились. Однако "Русский Версаль" в Стрельне, хотя и не достиг задуманного Петром размаха, все же стал символом монаршей власти, его история полна интересных деталей и неожиданных поворотов. Строительство дворца, начатое в 1720 году, растянулось на десятилетия.
В 1750-х годах, в правление Елизаветы Петровны, строительство продолжилось. Эстафету подхватил знаменитый Франческо Бартоломео Растрелли, создавший уникальный стиль русского барокко, дополнивший дворцовый ансамбль своими новаторскими идеями. Есть интересный момент, связанный с Растрелли и Константиновским дворцом. Многие историки и исследователи пришли к мнению, что Растрелли позднее, при проектировании трёхчастной сквозной арки со стороны главного фасада Зимнего дворца, применил архитектурное решение, использованное итальянцем Николо Микетти в строительстве Константиновского дворца в Стрельне.
Но и Растрелли не закончил этот стрельневский долгострой. Следующими были: Андрей Воронихин, архитектор Казанского собора, привнесший в проект нотки строгого классицизма; Луиджи Руска, представитель позднего классицизма, и Андрей Штакеншнейдер, мастер эклектики. Все они внесли свой вклад в перестройки и реконструкции, преображавшие облик дворца в соответствии с меняющимися вкусами и модой разных эпох.
Каждый из них оставил свой след в архитектурном облике Стрельны, создав уникальный сплав стилей. Перерывы в строительстве, связанные с финансовыми трудностями, сменой моды и политическими обстоятельствами, привели к тому, что дворец постоянно достраивался, перестраивался и видоизменялся. Постоянное обновление дворца ведет к тому, что мы сегодня видим здание, воплощающее в себе несколько архитектурных стилей и эпох. В конце XVIII века Стрельна приобрела статус резиденции великих князей.
Сначала здесь поселился цесаревич Константин Павлович, сын Павла I, а затем его племянник великий князь Константин Николаевич, сын Николая I. Именно после этого дворец получил название Константиновский. Каждый из них оставил свой след в истории усадьбы, добавив новые элементы в интерьеры и ландшафтный дизайн. Последним владельцем Константиновского дворца был великий князь Дмитрий Константинович, внук Николая I. Однако, в отличие от своих предшественников, он проживал преимущественно за границей.
Парк, окружающий дворец, – это отдельная тема для разговора. Его ландшафт, спланированный в стиле английского пейзажного парка, с многочисленными аллеями, прудами, скамейками и фонтанами, создает атмосферу умиротворенности и спокойствия. В заключение можно сказать, что Стрельна с её Константиновским дворцом – это уникальный памятник истории и архитектуры, заслуживающий самого пристального внимания. Его изучение позволяет прикоснуться к великой истории России, почувствовать дух прошлых эпох и полюбоваться великолепным творением человеческих рук.
После революции 1917 года дворец был национализирован и использовался для различных целей: Стрельнинская школа-колония, Дом отдыха, курсы усовершенствования высшего и среднего начсостава ВМФ. После войны с 1955 года, в течение 45 лет дворец был передан курсантам Арктического училища. С 1990 дворец пустовал и пришел в негодность. В начале 2000-х годов он был возвращен к былой красоте. Сегодня Константиновский дворец – это не только исторический памятник, но и место проведения важных мероприятий международного уровня, символ культурного наследия России, хранитель многих секретов и воспоминаний о великой эпохе.
Архитектурный ансамбль Константиновского дворца выполнен в стиле итальянского барокко и представляет собой центральную часть с боковыми флигелями. Северный фасад, обращенный к морю, подчеркивает морскую мощь государства. Центральная часть фасада украшена горельефом с двуглавым орлом, держащим карты четырех морей.
Друзья, окончание знакомства с Константиновским дворцом в ближайшем выпуске! Не пропустите! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.