Найти тему
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Гордость отечественного машиностроения сдали на металлолом

Тридцать лет гайдаро-чубайсовских реформ и построения олигархического капитализма в России сделали свое дело: прежние технологии утрачены, остатки «советской роскоши» обветшали, страна полностью попала в технологическую зависимость от других стран, а импортозамещение провалилось. Лучшая иллюстрации для этого – судьба уникального оборудования, созданного советскими инженерами.

Самый большой экскаватор Евразии ЭШ-100/100 привезли на Канско-Ачинский угольный разрез с Уральского завода тяжелого машиностроения в 1972-м. Он был настолько огромным, что его доставка потребовала аж 20 ж/д составов.

Экскаватор не собирали на заводе, а привезли по частям и строили сразу на карьере больше пяти лет. Для него подготовили специальную монтажную площадку. Специально для него построили электроподстанцию - ведь гигант потреблял энергии, достаточной для нужд города с населением 20 тысяч жителей.

В результате получился многоэтажный завод весом 10,5 тысяч тонн с объемом ковша в 100 кубометров и длиной стрелы 100 метров. С 1977 по 1993-й в ковше ЭШ-100/100 побывало 127,7 млн кубометров породы - рекорд среди экскаваторов страны.

И на разрезе закипела работа. ЭШ-100/100 захватывал за раз сотню кубометров грунта с горкой и возводил горы высотой до 50 метров. Так, чтобы увезти содержимое одного ковша, сейчас потребовались бы 17 "КамАЗов".

Почему экскаватора называют шагающим? Дело в том, что 10,5 тысяч тонн, да еще с нагруженным ковшом, да еще в движении, не выдержит никакой грунт. Машина сама выроет себе яму. Поэтому все ЭШ не шагают, а переваливаются. В рабочем состоянии он стоит на опорной плите.

Работа этой махины была рассчитана на сорок лет. Но с приходом 1990-х у предприятия начали регулярно меняться собственники, денег на ремонт и обслуживание техники не хватало, что ЭШ-100/100 и вовсе забросили. Затем его потихоньку разворовали: сначала на медь растащили кабели и провода, потом свинтили все, что можно унести, говорят, что даже ковш украли, а остатки экскаватора сдали в металлолом.

Сделать ткой агрегат сегодня российская промышленность уже не сможет - утрачены технологии, нет конструкторов и инженеров с такой квалификацией, уничтожены смежники, способные обеспечить поставку нужных деталей и агрегатов.

И самое главное - современная экономическая инфраструктура не в состоянии родить такое даже в планах. В советской экономике это рассматривалось как проект, с мобилизацией все технических и экономических ресурсов, концентрацией их в одном месте. Сейчас же, подобный проект уже на стадии эскизного проекта упрется в процентную ставку Набиуллиной. Там он и умрет.