Найти в Дзене

«Василий Конаков, или просто Вася…» В. Некрасов. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

В. Некрасов поднимает проблему мужества и стойкости в годы войны. Автор рассказывает о том, как в годы Великой Отечественной войны, солдаты обороняли родную землю. Участок, за оборону которого отвечал командир роты Василий Конаков, был трудным: простреливался немцами и был отрезан от остального полка. Командир роты Василий Конаков понимал, что надо держаться стойко. Чтобы поддерживать связь, необходимо было прорыть большое расстояние, и он решил использовать тол. Солдаты готовы были сделать всё, чтобы не сдать родные рубежи. Мужество и стойкость солдат в годы войны подтверждается поведением Конакова и старшины, которые вдвоем сражались на передовой. Автор рассказывает о том, как они разложили оружие в ниши и стреляли из них, переходя от одного к другому. Таким образом создавалась видимость численности бойцов. Конаков «вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было». Описания действий солдат по защите вверенных им участков обороны – это одно кре

В. Некрасов поднимает проблему мужества и стойкости в годы войны.

Автор рассказывает о том, как в годы Великой Отечественной войны, солдаты обороняли родную землю. Участок, за оборону которого отвечал командир роты Василий Конаков, был трудным: простреливался немцами и был отрезан от остального полка. Командир роты Василий Конаков понимал, что надо держаться стойко. Чтобы поддерживать связь, необходимо было прорыть большое расстояние, и он решил использовать тол. Солдаты готовы были сделать всё, чтобы не сдать родные рубежи.

Мужество и стойкость солдат в годы войны подтверждается поведением Конакова и старшины, которые вдвоем сражались на передовой. Автор рассказывает о том, как они разложили оружие в ниши и стреляли из них, переходя от одного к другому. Таким образом создавалась видимость численности бойцов. Конаков «вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было».

Описания действий солдат по защите вверенных им участков обороны – это одно крепкое звено большой цепи – всей нашей армии. Читатель чувствует, что эта цепь никогда не распадется, потому что воины по-настоящему наделены мужеством и отвагой.

Авторская позиция заключается в его следующих словах: «…таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг».

Я присоединяюсь к гордым словам В. Некрасова. Хотя знаю много о наших славных защитниках-предках, каждый раз изумляюсь таким поступкам и вместе с автором хочу громко (чтобы все недруги слышали) повторить его слова о том, что им не страшен враг: «Никакой!»

О мужественном поведении солдат в годы Великой Отечественной войны писали Борис Васильев, Василь Быков, Константин Симонов и многие другие советские авторы. В повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев рассказал о мужестве и стойкости женщин, жизненное предназначение которых было совсем иным. Героини повести: Рита Осянина, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Лиза Бричкина - и их командир Федот Васков героически отстаивали Беломоро-Балтийский канал.

Итак, что же помогает победить более сильного врага? В. Некрасов дал ответ: «Солдатское мужество и отвага».

ТЕКСТ

Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. Всё это очень осложняло оборону участка. Надо было что-то предпринимать. И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

Однажды ночью он явился ко мне в землянку. С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».

— Ладно, — сказал я. — Присылай солдат, я дам, сколько надо.

— Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. Давай мне, сам понесу. И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.

Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

Конакова в его блиндаже мы не застали. На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

Мы с капитаном уселись у печки.

— Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

— Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — Воюем помаленьку. С людьми вот только сложно…

— Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — Вместо количества нужно качеством брать.

Конаков ничего не ответил. Потянулся за автоматом.

— Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

Мы вышли.

Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. Не было только одного — не было солдат. На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. Только старшину. Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…

Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. Никакой!

А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (По В. П. Некрасову)

Виктор Платонович Некрасов (1911-1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки