Автомат заряжания (АЗ) танков вместо заряжающего был популярен в СССР (да и в России), первый был реализован в тяжелом танке ИС-7, правда, это скорее полуавтомат (а правильно – «механизм заряжания»), поскольку требовался заряжающий, вернее даже два (тяжелые снаряды и лента всего на 6 снарядов). Тем не менее, в ИС-7 был реализована первая пушка с механизированной боеукладкой.
Но назвать танк ИС-7 с автоматом заряжания нельзя, тем более что танк так и не пошел в серию. Однако конструкторы не оставили эту идею и постарались реализовать позже, при разработке танка Т-64.
А первым в мире танком с автоматом заряжания считается французский легкий танк AMX-13. Да магазина барабанного типа по 6 снарядов располагались в нишах башни за казенником пушки. Минус – всего 12 зарядов в барабанах, а скорострельность 10-12 выстрелов в минуту. То есть, после отстрелки снарядов, танк на некоторое время оставался безоружным, пока экипаж наполнял барабаны.
В Т-64 был сделан более совершенный АЗ по типу карусельного конвейера. На вращающемся транспортере устанавливались 28 снарядов, над ними столько же вертикальных держателей для метательных зарядов для выстрелов с раздельным заряжанием. Такие же АЗ были установлены в Т-80, Т-84 и в танке «Оплот».
Для Т-72 был разработан более совершенный автомат заряжания карусельного типа с горизонтальным расположением метательных зарядов в лотках. Такой же автомат устанавливался и в Т-90. В новом танке Т-14 «Армата» также будет АЗ, но пока без подробностей.
Танки стран НАТО в основном не имеют автоматов заряжания, только французский «Леклерк». «Абрамсы» и «Леопарды» заряжают по старинке, при помощи заряжающего. Почему же так?
Конечно, не по тому, что западные конструкторы тупые и не могут сделать АЗ. Просто оба варианта имеют свои недостатки:
- АЗ позволяет снизить массу танка за счет уменьшенного количества экипажа, однако автоматы иногда клинит, они выходят из строя.
- Калибр снарядов, а значит и вес, растут, и настанет момент, когда заряжающий просто не справиться со своими обязанностями. Кроме того, при интенсивных боевых действиях заряжающий устает, скорострельность снижается.
Тем не менее, будущее все равно за автоматами заряжания, так как со временем танки будут (наверно) необитаемыми, с дистанционным управлением. Глупо будет оставлять в танке одного человека – заряжающего. Но это покажет время.