Найти тему
Документалистика РЕН ТВ

Не расслышали фамилию: как Ленин становился жертвой автоугонщиков

Оглавление

Фото: © РИА Новости
Фото: © РИА Новости

Машины дорожают, запчастей не хватает. Это, по мнению экспертов, может повысить количество угонов автомобилей - ради последующего разбора. Автовладельцы стали активнее покупать так называемые механические блокираторы педали газа и руля.

До ЮАР нам, конечно, очень далеко - в этой стране машину угоняют каждые 20 минут. Высокий риск лишиться машины заставляет южноафриканских автовладельцев идти на крайние меры. Есть случаи, когда в качестве защиты от воров использовался огнемет. Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

История противоугонной системы: стоит ли сбивать угонщиков пламенем

Необычные средства борьбы с угонщиками

В программе показали, как работает противоугонное устройство Шарля Фурье. Изобретатель из Йоханнесбурга установил на своем автомобиле огнемет, подключенный к сигнализации. При взломе авто срабатывает охранная система, и машина открывает по злоумышленникам огонь. Пламя бьет на два метра.

В конце 90-х огнеметы Фурье пользовались в ЮАР бешеным спросом. В те времена крупнейший мегаполис Южноафриканской республики входил в список самых криминогенных городов планеты. Йоханнесбург был мировой столицей убийств, грабежей, разбойных нападений и угонов машин. Поэтому правительство разрешило гражданам защищать свою собственность любыми способами.

-2

Фото: © Скриншот видео

Также есть кадры, снятые в Новом Орлеане, США. Водитель Брендан Бэтт подготовил для угонщиков неприятный сюрприз - установил в салоне своего пикапа растяжку со светошумовой гранатой.

"За три месяца мой пикап пытались угнать 8 раз! И я решил просто заминировать его", - поделился он.

А вот в России такие методы борьбы с угонщиками лучше не практиковать. По нашим законам, если злоумышленник получит увечья, то на скамье подсудимых рискует оказаться и сам автовладелец – срок за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – до 8 лет.

-3

Фото: © Скриншот видео

Как была изобретена система против угона

Первую в истории противоугонную систему изобрел в 1913 году американский автомеханик, чье имя архивы не сохранили. Есть лишь небольшая журнальная заметка с описанием этого устройства. Оно не наносило никаких увечий, зато пугало воришек до обморока. Это была оглушительная сирена, которая срабатывала, как только угонщик пытался завести двигатель.

"Тогда все ревуны приводились механическим приводом, и это был просто через фрикцион привод на сирену. Машина ехала — сирена орала. Вот это первая как бы сигнализация", - рассказал автоэксперт, специалист по противоугонным системам Антон Лейкин.

История угонов

Какая машина считается первой угнанной

По статистике, каждые 15 секунд в мире угоняют как минимум один автомобиль. Криминалисты оценивают совокупный доход всех автоворов примерно в полтора триллиона рублей в год.

-4

Фото: © Скриншот видео

А начался этот криминальный бизнес в 1896 году, когда парижская полиция зарегистрировала первую в истории кражу машины. Это был "Пежо" бельгийского барона, автогонщика и предпринимателя Этьена ван Зюйлена.

"Со слов рассказчиков этой истории, механик вступил в сговор с какими-то обеспеченными людьми из Соединенных Штатов, и договорился украсть, угнать этот автомобиль", - сообщил автоэксперт Сергей Цыганков.

Первая автокража в Российской империи

В том же 1896 году произошла и первая автокража в Российской империи. Воры, которых так и не удалось поймать, угнали автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе.

-5

Фото: © Скриншот видео

Примечательно, что это был первый российский серийный автомобиль. Его представили на выставке в Нижнем Новгороде, а вскоре после экспозиции машина бесследно исчезла. Историки не исключают происки конкурентов, ведь продать столь заметный экземпляр было бы проблематично.

"Он не выглядел как в нынешнее время автомобили, он больше был похож на карету. На тот момент спрятать автомобиль было очень проблематично. И до конца не известна история, чем она закончилась", - уточнил автоэксперт Цыганков.

Забрали ценности и документы: как Ленин становился жертвой угонщиков

После революции жертвой угонщиков дважды становился Ленин. В первый раз у вождя угнали машину прямо от подъезда Смольного. Ворам достался французский автомобиль "Тюрка-Мери", на котором в свое время ездил Николай Второй. Машину быстро нашли, злоумышленника задержали. А вот в 1919 году Владимир Ильич  едва расстался с жизнью в результате разбойного нападения. На его автомобиль положили глаз московские налетчики во главе с Яковом Кошельковым по прозвищу "Король".

-6

Фото: © Скриншот видео

"Одна из банд шла на дело, вот, и в какой-то момент они решили, что украсть автомобиль и приехать на дело на автомобиле и потом уехать как можно быстрее - будет гораздо проще и комфортнее", - поделился автоэксперт Цыганков.

Бандиты напали на Ленина прямо в центре Москвы, недалеко от Сокольнического райсовета. Владимир Ильич сам приказал своему водителю Степану Гилю остановиться – решил, что их тормозит красноармейский патруль. Ленин предъявил налетчикам документы и назвал свою фамилию. В ответ Яшка Кошельков заявил, что он – "хозяин города ночью". Разбойники, видимо, плохо расслышали вождя и не поняли, с кем имеют дело.

"Они забрали у него ценности, и документы. Им показалось, что он назвал себя не Ленин, а Левин. Ну, поэтому они пропустили это мимо ушей. Спустя некоторое время, когда они уехали уже, один из бандитов начал пересматривать документы. Увидел, что это Ленин, решил вернуться обратно", - рассказал автоэксперт Цыганков.

-7

Фото: © Скриншот видео

Бандиты спешно вернулась в Сокольники, чтобы взять Ленина в заложники. Они планировали обменять его на своих подельников, заключенных в Бутырке. Но опоздали. Ленин успел добраться до райсовета и объявил тревогу. Чекисты прочесали всю Москву и арестовали около двухсот человек. Но Яшки с его бандой среди них не оказалось. В тот раз налетчикам удалось уйти.

На след Кошелькова сотрудники ВЧК вышли лишь спустя несколько месяцев. "Хозяина ночного города" застрелили на одной из воровских малин. А 23-томное дело о нападении на Ленина долгие годы было засекречено и хранилось в архивах Лубянки.

Заветная "Волга". Как угоняли машины в СССР

В Советском Союзе машины угоняли реже, чем, как выражались воры, "раздевали" их. Вместо угона злоумышленники предпочитали снять с автомобиля колеса, дворники, аккумулятор, стекла, а если повезет – то и двигатель. А если и угоняли, то в основном для разбора на запчасти.

-8

Фото: © Скриншот видео

"Машину угнать было несложно, но что с ней потом делать? Если машина уходила, наверное, она все-таки уходила на запчасти из-за тотального дефицита автозапчастей. Машин было мало, машины были все-таки на виду. Там около дома стояло машины две, наверное, во дворе, не как сейчас", - рассуждает автоэксперт Лейкин.

Чаще всего в СССР угоняли "Волги". Этот автомобиль был мечтой любого советского гражданина. Купить "Волгу" могли немногие – цена кусалась – около 9 тысяч при средней зарплате 120 рублей. Да и своей очереди на покупку порой приходилось ждать годами. Некоторым счастливчикам везло – они выигрывали "Волгу" в лотерею.

Обычно "Волги" угоняли по заказу, в южные республики СССР. Краденые автомобили уходили за двойную, а то и тройную цену. Причем угнать машину не составляло особого труда – гораздо сложнее было доставить ее через все посты ГАИ к заказчику.

-9

Фото: © Скриншот видео

"Угон в советское время выглядел - подходил злодей с линейкой или с крючком, открывал за тягу, поднималась кнопочка, попадал в машину. Руль вдвоем можно было просто свернуть, можно было сверткой свернуть замок зажигания. Никаких электронных устройств сертификации как чипов-ключей тогда не было, можно было достать кремник и проводочками завести машину. Ну и все, пока, уехали", - рассказал автоэксперт Лейкин.

Современные угонщики

В арсенале современных угонщиков – новейшая аппаратура и технологии. Роберт – бывший член одной из банд Лос-Анджелесского централа. По его словам, угнать можно абсолютно любой автомобиль – был бы заказ.

"С этим старым автомобилем все было просто. Я разбил окно и завел машину обыкновенной отверткой. Но даже самые современные охранные системы для профессионала – не помеха", - рассказал Роберт.

-10

Фото: © Скриншот видео

Правоту Роберта доказывает наглядный эксперимент. Электрокар взломали с помощью простейшего устройства за 20 долларов, которое можно купить в любом интернет-магазине. Гаджет перехватывает радиосигнал, который идет от ключа-брелока к охранной системе авто.

Автомобиль открыт, а дальше – уже дело техники.

"Ребята, настоятельно советую вам - отключайте блютус, чтобы не попадать в такие ситуации!" - заявил специалист по кибербезопасности Султан Касим Хан.

Угнать современные авто, напичканные электроникой, можно и удаленно, сидя дома или в офисе. На опубликованных кадрах специалисты по кибербезопасности взяли под полный контроль внедорожник журналиста Энди Гринберга. Чтобы развлечь зрителей, хакеры заблокировали двери, заглушили двигатель и направили машину в кювет.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.