30 марта 2023 года
Эта статья посвящается моему огромному Другу, Учителю и Человеку, к которому можно было относиться только с большим уважением и восхищением его человеческой натурой и артистическим талантом.
Александр Розуменко (1943-2020) – русский оперный певец (тенор) украинского происхождения, ведущий солист Мариинского театра долгие долгие годы.
Александр Евстафьевич Розуменко родился 30 марта 1943 года, в городе Ростове-на-Дону. Его родителями были украинцы Евстафий Розуменко (по профессии врач-хирург) и Мария Розуменко (медицинская сестра). Семья Розуменко, сразу после рождения сына Саши, в условиях Великой отечественной войны (нужна была помощь медиков), уехала на родину отца маленького Саши – в Украину, город Львов.
В общем-то, судьба маленького Саши была определена. Он должен был пойти по стопам отца. Саша Розуменко, действительно, интересовался медициной, но, поскольку его отец был большим меломаном, Саше очень нравилось прослушивать музыку вместе с папой. Родители обнаружили у него способность точно повторять услышанные мелодии. Мать отдала Сашу заниматься игре на фортепиано. Но на эти занятия Александру было, в принципе, наплевать, и, от приходившей к нему домой учительницы музыки, он попросту сбегал играть в футбол во двор. Когда Александр слушал арии итальянских оперных певцов, таких как Энрико Карузо, Марио дель Монако, и, конечно же, американского певца и актера Марио Ланца, его сердце тяготело к пению. Он стал повторять оперные арии без сопровождения.
Поступив в медицинский техникум и окончив его, получив квалификацию "зубной техник", Александр Розуменко четко для себя определил, что дальше он будет связывать свою жизнь только с музыкой. Однако придя в Львовскую государственную консерваторию, для сдачи вступительных экзаменов на вокальное отделение, он столкнулся с большими трудностями. Комиссия не пропустила молодого Александра на учебу в этом прославленном музыкальном учебном заведении, сославшись на недостаточную общую музыкальную подготовку. И действительно, ещё обучаясь в медицинском техникуме, Александр занимался музыкой самостоятельно, без помощи преподавателей по различным музыкальным дисциплинам, в том числе, самостоятельно он занимался и вокалом. В тот момент, когда Александр, находясь в крайне расстроенных чувствах, выходил из здания Консерватории, сзади его окликнул человек зрелых лет. Он присутствовал в той комиссии, в качестве экзаменатора. Мужчина сказал следующее: «Молодой человек, я предлагаю Вам подготовку для поступления на следующий год». Александр Розуменко очень обрадовался. Его преподавателем стал Остап Иосифович Дарчук, уже известный, на тот момент, в Советском Союзе оперный певец.
Поступив в Львовскую консерваторию, Александр Розуменко очень много работал над голосом. Дарчук ставит ему голос драматического тенора. В период учебы молодой исполнитель активно гастролирует в составе студенческой труппы Консерватории по городам Украинской ССР, а чуть позже - уже по всему Советскому Союзу.
Окончив Консерваторию, Александр делает важнейший шаг в своей жизни. В 1972 году он едет на прослушивание в Ленинград, и не куда-то там, а в Кировский (ныне Мариинский) театр (тогда Академический Театр оперы и балета имени С.М. Кирова). Лица принимающие решение его голосом были сражены. Его берут в стажерскую группу солистов оперной труппы. Через год Александр Розуменко становится ведущим солистом-тенором этой прославленной сцены. Не секрет, что Мариинский театр – это настоящий музыкальный храм мира. Это сокровищница мировой музыкальной культуры.
Дальнейшая карьера оперного певца Александра Розуменко напрямую связана с работой в главном музыкальном театре Ленинграда. Здесь у певца ведущие партии в русских операх и операх итальянских композиторов. Его главными партнерами становятся прославленные артисты – Галина Ковалева, Ирина Богачева, Сергей Лейферкус, Евгения Гороховская, Николай Охотников, Константин Плужников, Алексей Стеблянко.
С труппой Кировского театра Александр Евстафьевич гастролирует во всех странах Европы, а также в Японии и в США. Из гастролей по России, больше всего ему запомнилось выступление на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.
В период работы в Кировском театре, Александр Розуменко становится участником Международного конкурса оперных певцов "Мадам Батерфляй" в Токио.
В 1978 году, на два года, Александр Розуменко покидает Театр оперы и балета имени С.М. Кирова. В связи с болезнью матери, артист уезжает в Киев. В 1978-1980 гг. - он солист Киевского театра оперы и балета, а в 1980 году, забрав мать, он возвращается в Ленинград, в Мариинский театр.
В начале 80-х, у Александра и его супруги Ирины рождается дочь - Ирина Розуменко.
Помимо работы в театре Александр Евстафьевич был активным музыкальным педагогом. Он готовил как солистов оперы и сольных концертных исполнителей, так и оперных хористов. Его учениками были и иностранные граждане – представители США и Латинской Америки.
К сожалению, по состоянию здоровья, артист покинул Мариинку в 2009 году, продолжая преподавать академический вокал своим постоянным ученикам на дому.
Александра Евстафьевича Розуменко не стало 23 января 2020 года. Он умер в Санкт-Петербурге, от продолжительной болезни. Его вклад в развитие Мариинского театра, как мировой музыкальной сцены, неоспорим и огромен.
Я благодарен судьбе за знакомство и долгую дружбу с Александром Евстафьевичем Розуменко и Ольгой Владимировной Брюниной (вторая супруга артиста, скончалась в 2021 году).
Благодаря тому, что Александр Евстафьевич вкладывал в мой голос свою душу и все свои силы, я стал петь намного лучше, чем я пел до встречи с ним.
В 1972-1978 и 1980-2009 гг. - солист Мариинского театра.
В 1978-1980 гг. - солист Киевского театра оперы и балета.
Основные оперные партии Александра Розуменко в постановках Мариинского театра (всего около 30):
Андрей – «Мазепа»,
Гонец – «Аида»,
Голицын – «Хованщина»,
Каховский – «Декабристы»,
Манрико – «Трубадур»,
Радамес – «Аида»,
Хозе – «Кармен».
Собинин – «Иван Сусанин»
Пьер Безухов – «Война и мир» и др.
Автор Александр Богданов
В этом ролике вы можете послушать голоса солистов Мариинского театра, представителей старой школы артистов Великой сцены.