Некая пожилая женщина в 1998 году завещала квартиру своей подруге детства из другого города. Но поскольку та была тоже пожилым человеком, в завещании было сказано, что в случае ее смерти наследницей станет внучка этой близкой подруги.
В 2016 году наследодательница умерла. В январе 2017 года было открыто наследственное дело, но телеграмму внучке нотариус отправил лишь в июле 2019 года, и только в этот момент внучка узнала, что подруга ее бабушки оставила им с бабушкой наследство. Поскольку наследник по завещанию - ее бабушка - тоже умерла, внучка сразу же, в августе 2019 года, подала нотариусу заявление о принятии наследства. Но ей отказали из-за пропуска 6-месячного срока с момента смерти наследодателя.
Внучка пошла в суд, где рассказала, что она не знала и не должна была знать об открытии наследства, поскольку она не родственница наследодателя. С самой наследодательницей близко общалась только ее бабушка, которая умерла почти 30 лет назад. Но тут в дело вмешались чиновники. Департамент городского имущества обратился в суд со встречным иском к внучке. По мнению чиновников, эта квартира - выморочное имущество, которое должно перейти городу.
Районный суд поддержал внучку, согласившись, что срок для принятия наследства пропущен по уважительной причине. Апелляция и кассация встали на сторону администрации, указав, что внучка должна была интересоваться судьбой наследодательницы.
Однако Верховный Суд РФ применил статью 1155 Гражданского кодекса РФ "Принятие наследства по истечении установленного срока" и Постановление Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам наследования". В них говорится, что требования о восстановлении срока принятия наследства могут быть удовлетворены при совокупности следующих обстоятельств:
- наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам,
- наследник обратился в суд в течение шести месяцев после того, как эти причины отпали.
Коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: внучка подруги пожилой женщины не знала и не могла знать, что она наследник. Кроме того, у нее не было каких-либо предусмотренных законом обязательств по содержанию и оказанию помощи наследодателю. Ну а о завещании гражданка узнала только из телеграммы нотариуса в 2019 году. Кроме того, нотариусу стало известно о завещании в пользу истицы еще в 2017 году, но искать наследницу он стал только в 2019 году.
В ВС указали, что апелляция "формально подошла к рассмотрению спора", в связи с этим дело было направлено на новое рассмотрение.
См. Определение Верховного суда РФ N 5-КГ22-50-К2 от 19.07.2022.