В начале XX века Южный полюс оставался одним из последних неизведанных мест на Земле. Многие исследователи мечтали добраться до этой точки и прославить свою страну. Сегодня речь пойдет про Руальда Амундсена из Норвегии и Роберта Скотта из Великобритании. Они стали главными соперниками в гонке за полюсом, которая закончилась трагедией для одной из команд.
Амундсен был опытным полярником, который уже участвовал в экспедиции по Северо-Западному проходу (морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки) и планировал покорить Северный полюс. Но когда он узнал, что Северный полюс уже достигнут американцами Робертом Пири и Фредериком Куком, он решил изменить свои планы и отправиться к Южному полюсу. Он не сообщил об этом никому, даже своей команде, пока его корабль "Фрам" не прибыл в Антарктиду в январе 1911 года.
Скотт тоже был знаменитым исследователем, который уже пытался добраться до Южного полюса в 1901-1904 годах, но остановился на расстоянии 850 км от него из-за трудных условий. Он решил повторить свою попытку в 1910 году, возглавив британскую экспедицию на корабле "Терра Нова". Его цель была не только достичь полюса, но и провести научные исследования в Антарктиде.
Когда Скотт узнал о намерениях Амундсена, он был разочарован и обеспокоен. Он знал, что норвежец имеет преимущество в использовании собачьих упряжек и лыж, в то время как он сам рассчитывал на лошадей, моторные сани и человеческую силу. Он также знал, что Амундсен выбрал более короткий и прямой маршрут к полюсу через ледник Аксель Хейберга, в то время как он сам шел через ледник Бердмора.
Обе команды выдвинулись к полюсу в октябре 1911 года. Амундсен шел быстрее и эффективнее, чем Скотт. Он использовал только собак для транспортировки груза и еды, а также для ускорения движения. Он также оставлял запасы еды и топлива по пути для обратной дороги.
Скотт шел медленнее и тяжелее, чем Амундсен.
Он столкнулся с множеством проблем по пути: лошади не выдержали холода и умерли, моторные сани сломались, погода была неблагоприятной, а ледник Бердмора оказался крутым и опасным. Его команда также состояла из пяти человек, но они тащили за собой тяжелые сани с грузом и едой, а также оставляли запасы для других групп, которые следовали за ними. Они также не были так хорошо одеты и обуты, как норвежцы, и страдали от обморожений и цинги.
Амундсен достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. Он и его товарищи были в хорошем настроении и здоровье. Они поставили на полюсе норвежский флаг, оставили письмо для Скотта и другое письмо для короля Норвегии в случае, если им не удастся вернуться.
Они также оставили на полюсе одну из своих палаток с некоторыми запасами еды. Потом они повернули обратно и благополучно вернулись к своему кораблю 25 января 1912 года.
Скотт достиг Южного полюса 17 января 1912 года. Он и его товарищи были в отчаянии и усталости. Они обнаружили на полюсе норвежский флаг и палатку Амундсена. Они поняли, что проиграли гонку и что им еще предстоит трудный путь назад. Они поставили на полюсе британский флаг, оставили письмо для Амундсена и другое письмо для короля Великобритании в случае, если им не удастся вернуться. Они также сделали фотографии и замеры на полюсе. Потом они повернули обратно и начали свое трагическое путешествие.
По дороге назад Скотт и его товарищи столкнулись с еще большими трудностями: штормами, метелями, голодом, обезвоживанием, болезнями, травмами. Один за другим они погибали от холода и истощения. Последняя запись в дневнике Скотта датирована 29 марта 1912 года. В ней он писал: "Мы выложили все из себя... Мы не можем больше двигаться вперед... Прощайте". Его тело и тела его двух спутников были найдены в палатке восьмого ноября 1912 года британской поисковой группой. Над местом их гибели была возведена высокая пирамида из снега.