Чтобы понять немного природу возникновения токсичных чувств стыда и обиды, приведу историю "Секрет послания на банановой кожуре" и напомню кое-что о старой-доброй игре в "сифака".
Секрет послания на банановой кожуре. История одной обиды и кое-что об игре в "сифака"
Школа. Урок физики. Две девочки сидят за партой. Одна из девочек, Чита, съела под партой банан, а затем попыталась запихнуть кожуру в рюкзак соседки Риты. Рита возмутилась. Начинается возня с перекладыванием кожуры.
Учительница замечает возню и походит с требованием дневника к Рите, чтобы отметить плохое поведение. Чита радостно скалится и показывает пальцем. Рита испытывает еще большее возмущение и объясняет, что произошло. Тогда учительница делает выговор Чите и делает негативную заметку в её дневнике.
Что в этот момент испытывает девочка? Она не может испытать возмущение - это действительно была она. Чита испытывает чувство стыда, переходящее в злость обиды, в гнев и решает отомстить своей соседке...
Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости. Для возникновения этого чувства нужны свидетели. При всём классе Чите сделали замечание и если она не начнет мстить Рите, чувство обиды начнёт разъедать её изнутри. Но почему?
Во-первых, что помешало Чите разделить банан с соседкой? Возможно, в этом случае другая девочка не стала бы возмущаться, а сама бы в благодарность выкинула потом кожуру. Но ведь это был её банан и её право съесть его.
Во-вторых, что хотела показать Чита, подсовывая кожуру? Свое более значимое место в социальной иерархии? Или же девочка почувствовала себя неудобно, что съела свой банан и попыталась загладить смущение? В конце концов, она имеет право позаботиться о себе, но она не знает, не обиделась ли соседка. И кожура - это послание, по которому девочка сможет понять отношение.
В-третьих, что бы было, если бы Рита не стала возмущаться? Наверняка девочка знала, что Чите порой свойственна детская беспомощность, и кожура - это шутка. Но девочка возмутилась, посчитав, что её рюкзак не мусорка.
То есть, ситуацию можно увидеть двух сторон. Рите свойственна гордость и по её понятиям справедливость - это: "съела свой банан - сама потрудись дойти до мусорки". Девочке неприятно думать, что её рюкзак сравнили с мусоркой, что это вторжение в её границы с перекладыванием ответственности. Если Рита молча отнесет кожуру, это будет решением чужой задачи и её соседка так и привыкнет к беспомощности.
Доставая банан, Чита понимала, что урок физики не лучшее время для трапезы, но её внутренний ребенок не видел в этом ничего плохого. Понимала она и то, что следовало бы поделиться, но ведь это банан, который дала мама и маме будет приятно, если она съест его сама. Банан - это носитель заботы, предназначенной Чите.
Съев банан, Чита все же почувствовала некоторое неудобство перед соседкой. Как преодолеть вероятное неприятие? Обратить в шутку! Прощение - это отказ от личной обиды, а значит, если Рита выбросит кожуру, она поддержит право Читы на заботу без плохих мыслей. "Прими меня как есть".
Кожура обратилась в аналог грязной тряпки - "сифака", началась игра, в которую вмешалась учительница. Но права ли физичка, выражая недовольство в гневной форме, в форме какой-то санкции? Возможно, у неё неприятности в личной жизни, дома... Раздражение от проблем накапливается и тоже требует другого носителя для переклада...
В школьной системе отношений роль воспитателя отводится учителю. По отношению к детям это если не заслуженный авторитет, то во всяком случае номинальный - человек, наделенный властью. Заметив возню, Матильда Степановна испытала чувство беспомощности, переходящей в ярость. Пожалуй, самым мудрым решением было бы взять кожуру - причину конфликта - и выбросить в мусорку. Но это решение требует а) понимания проблемы; б) отношения с позиции человека, чувствующего себя уверенно.
А у Матильды Степановны был свой "сифак", свой сгусток боли, нерешенных проблем. И она оценила ситуацию с позиции жертвы. Её задело, что её не слушают. Страх нашептал в ушко, что "дурной пример" может быть заразителен. Страх сплелся с "сифаком" и гнев искал виновного. Сначала прицел упал на ту, которая выглядела возмущенной. Но получив информацию, что другая девочка подсовывает корки, обвинительный механизм сработал вынесением приговора избранному нарушителю спокойствия.
Невинная шутка обернулась тем, что Чите пришлось принять роль "сифака" - стать носителем "грязи". Помимо того, что ей пришлось принять злосчастную кожуру, как послание о неприятии, ей пришлось принять еще и "сифак" учительницы. И всё это перед всем классом.
Обида — это агрессия, обращенная внутрь и вовне. Условие обиды - бессознательная воля к соглашению (принятию) с каким-то условно-нехорошим поступком или суждением в свой адрес. Чтобы что-то выместить, сначала нужно принять. Чтобы стать "сифаком", надо а) принять правила; б) иметь тряпку в руках. Чья-то чужая агрессия - это и есть атака "сифаком" - бросок грязной тряпки.
Если бы гнев учительницы обрушился на Риту, девочке бы тоже было неприятно, она бы стала жертвой несправедливости. Но она бы испытывала другие эмоции: чувство гнева, возмущения, чувство протеста. Внутри себя она бы знала правду, а следовательно, не испытывала бы воли к бессознательному соглашению с тем, что она "сифачка". Следовательно, не было бы причин мстить кому-то - "перекладывать".
Так и произошло. Чита поклялась настроить весь класс против Риты. Она подговаривала подруг, чтобы те выразили социальные санкции за то, что та "сдала" её. Но Рита гордо отказалась от общения с прежними подругами и стала дружить с другими. Зла она не испытывала. Одна из девочек обнаружила, что есть еще целый класс, а другая - что не в её власти повлиять на всех. Прошло некоторое время и отношения снова наладились. Чита никогда не была злой, обиженной девочкой. Напротив, яркая, веселая, артистичная, всеобщая любимица, ну разве что иногда немного несамостоятельная...
А эта история о том, что обида может быть свойственна абсолютно каждому. И даже доброму, очаровательному ребенку. Личные успехи, юмор, признание окружающих обычно помогают забыть обиды и такие дети вырастают в адекватных взрослых.
Право внутреннего ребёнка. Почему стыд и обида это токсичные чувства?
Для внутреннего ребенка социальной иерархии не существует. Есть только право на заботу, как право на жизнь. И есть потребность в приятии. Право быть. Неприятие будет восприниматься как угроза жизни. Поэтому принять неприятие - это все равно что принять посыл "ты не должен существовать".
В этом глубинный механизм таких чувств, как стыд и обида. Стыд - мысли о том, как какая-то ситуация отражается неприятием ценности человека в глазах других. Мысли о формировании негативного мнения, как печати неизгладимого позора.
Стыд - это страх триггера запуска программы на уничтожение и вина не является её условием. Если какой-то обиженный ребенок обольет случайно встреченную девушку на улице продуктами своей жизнедеятельности, стыд будет испытывать девушка.
В мире животных слабость воспринимается как сигнал к уничтожению. Если ослабленную курицу клюнут и покажется кровь, её заклюют и съедят сородичи. Некоторые модели поведения я наблюдала на модели кошачьего прайда. Если кто-то напал на кого-то, остальные примчатся на помощь. Конечно, всё будет зависеть от отношений между кошками. Если напали на кошку, у которой "братские" отношения с другими, "свои" прибегут ей на помощь. Если все друг другу чужие, мочить будут того, кого кто-то уже мочит.
Возможно, стыд - это древний механизм, связанный с особенностями выживания в животном мире. В социальном мире стыд - это страх, что общество может нас отвергнуть.
Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.“ - Карл Маркс.
И стыд - это условие обиды. Возвращаясь к модели игры в "сифака":
Чтобы быть "сифаком" (обиженкой), надо а) принять правила игры; б) иметь грязную тряпку (обиду) в руках (в душе). Чья-то чужая агрессия - это и есть атака "сифаком" - бросок грязной тряпки.
Если тряпка - это обида, то что есть условие? а) Принятие правил игры (в глазах окружающих ты "сифак", если в тебя попадёт тряпка); б) Попадание тряпкой - момент принятия агрессии. Стыд - это переживание момента принятия агрессии.
Мозг сохраняет эту программу и всякий раз, как срабатывает триггер, обиженный переживает чувство принятия агрессии. Полагаю, в этом ключ к загадке аутоагрессии. Живое существо не способно атаковать себя, но слепок в сознании может воспроизводить навязанную программу. А для мозга неважно, было событие или это переживание.
Гордыня и стыд, как чаши весов самооценки
«и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2)
В Библии говорится, что Создатель Эдема понял, что яблоко всё же было съедено, когда заметил, что Адам и Ева устыдились наготы перед друг другом. Из Писания можно также узнать, что Дьявол обладает непомерной гордыней. Так, как стыд связан с гордыней?
Гордыня - это чувство, которое возникает при возвеличивании себя за счет сравнения с другими. То есть, это чувство при переживании победы в постоянном соревновании: "Кто лучше?"
Но какое чувство возникнет при ощущении унижения себя за счет сравнения с другими? Стыд - это чувство при переживании поражения в соревновании: "Кто лучше?"
Самооценка человека зависит от положения этих чаш. Всякий раз как перевешивает собственная чаша, мы испытываем удовольствие - происходит выброс эндорфина. Я обращалась к этому механизму в статье Почему женский коллектив превращается в змеюшник?
По сути, что означает низкая самооценка? Что носитель привык переживать бесконечные поражения и это закреплено химическим коктейлем в крови. То есть - лузер.
Понятие о высокой самооценке больше свойственно не носителям, а тем кто находится в бесконечной борьбе за дозу эндорфина. Ведь по сути, что такое высокая самооценка? Надо ли льву доказывать, что он лев? Поэтому за "высокой самооценкой" всегда будет и страх ощутить себя "ниже" кого-то. Выходит, высокая самооценка - гордыня - это постоянное бегство от встречи с ужасом.
Ключ к трансформации
Джон Кабат-Зинн заслуженный профессор медицины и создатель «Клиники снижения стресса» разработал эффективный метод снижения стресса (Stress Reduction) на основе Практики Осознанности:
Практика Осознанности означает направление внимания определённым образом: намеренно, в настоящем моменте и безоценочно
То есть, не отстраненно, как может показаться, безучастно, а осознав себя не как объект на чашах весов, а как направленное внимание. Это и есть секрет остановки внутреннего диалога.
Ключом к магии является изменение нашей идеи мира, — сказал он. — Остановка внутреннего диалога — единственный путь к этому. Все остальное — просто разговоры.
Карлос Кастанеда. Сказки о силе
Ну, а что касается самооценки. Здоровая самооценка предполагает осознание того, что каждый уникален и неповторим. А следовательно, нет кого-то лучше, нет кого-то хуже...