Восьмидесятые. Эта эпоха стала эхом 70-х, в которые произошло окончательное становление хард рока, который возник и умер в одно десятилетие, но создал огромный толчок в продвижении музыки тяжелых гитар. Тот самый «классический», как его принято называть, хард рок в лице Led Zeppelin и Rolling Stones действительно не пережил конец 70-х. В гитарной музыке ему на смену пришли десятки других жанров, где-то полегче, где-то потяжелее, но сам хард рок навсегда остался в прокуренных байкерских клубах окраин, там где он изначально и популяризировался, и куда вернулся назад с огромных концертных площадок и фестивалей. Дальше последовал метал, ранний гранж, и всё остальное, на что хватало перегруза и громкости усилителей. Но всё это касается последователей тяжелой гитарной музыки. В общем сознании всегда существовали две стороны одной музыкальной монеты, поп музыка и её главный противник - рок.
Одна сторона, где песни пишут для исполнителя, у которого всегда должны быть большие белые зубы для красивой улыбки, блестящие глаза с пронзительным взглядом как у дуэта Modern Talking, мягкие голоса и узнаваемый имидж для продажи пластинок и постеров - словом всё ради коммерциализации. Нужно сделать так, чтобы слушатель думал, что эта музыка написана для него и про него, чтобы он увидел в ней себя и хотел быть похожим на своего кумира. А за этим потекут и деньги от продаж, вот такая формула. Поп музыка должна быть чистой, сдержанной и не громкой. И была вторая сторона, агрессивно критикующая первую и старающаяся сделать всё наоборот. Автор сам пишет и исполняет песни, темы зачастую выбираются непринятые у высокомерных ценителей миленькой поп музыки - зависимость, эйфория, желание сказать что-то миру или послать его ко всем чертям, агрессия или подавленность. И главной идеей продвигается как раз то, что автор рассказывает о себе настоящем, без идеальных укладок и блестящих нарядов. Почему такое противостояние не несёт в себе никакого смысла, и на самом деле нет более похожих по идее жанров чем «заклятые соперники» в лице поп и рок музыки, я расскажу как нибудь в другой статье.
Сегодня нас интересует другое явление - поп музыка 80-х, а точнее её особенности. Особенности звука.
Всеобщая электрификация
В 1983 году после огромной рекламной компании на рынке появилась новая музыкальная игрушка - синтезатор Yamaha DX7. Он стоил сильно дешевле своих предков, около 3 тысяч вечно зелёных долларов. Его особенность была в уникальном звуке, не похожим ни на что ни до ни после него, чистый, резкий и звонкий. Клавиатура синтезатора реагировала на силу нажатия, в зависимости от неё менялась не только громкость извлекаемого звука, но и его окраска, что являлось синтезаторной революцией. Такой необычный звук являлся следствием того, что DX7 был синтезатором со встроенным микропроцессором. До этого синтезаторы являлись аналоговыми, а в продукте Yamaha использовался новый способ, FM-синтез. Разбираться в тонкостях звукорежиссуры и принципе его действия не будем, стоит лишь отметить что такой способ обработки звука при помощи очень простых средств позволял достигать сложнейших акустических спектров.
Гитарист «Queen» Брайан Мэй за DX7.
DX7 Был использован бесчисленным количеством музыкантов при написании своих хитов. «Take On Me» от A-ha, легендарное вступление из песни «The Final Countdown» группы Europe и «Take My Breath Away» американского коллектива Berlin. Всё это - Yamaha DX7 и революционный звук этого синтезатора. Именно его звук мы слышим в голове, когда кто-то упоминает музыку 80-х.
Звуковая ностальгия
Совершенно неважно когда вы родились. В периоды расцвета фанка, хард рока, гранжа, техно, евродэнса, драм-н-бэйса, пост панк ревайвла или репа новой школы. При прослушивании композиций, где используется этот инструмент или его аналоги, вы скорее всего почувствуете ностальгические нотки. Ностальгия по времени, когда ваши родители могли еще даже не познакомиться, в самолётах можно было курить, а первый Macintosh был венцом компьютерного производства. Почему так происходит? По-моему мнению, ответ достаточно прост. Во-первых, мы еще не настолько сильно отдалились от того времени. По меркам истории 80-е, это приблизительно позавчера. ±40 лет назад, не так уж и много. Во-вторых, как это ни странно, но на столпах, которые создали тогдашние хиты до сих пор держится значительная часть музыкальной поп культуры и успешно ею используется. Ну и в-третьих, даже если вы тогда не родились и вообще далеки от эпохи 80-х, вы наверняка смотрели фильмы, читали книги, и где-то, да слышали песни тех времён. Семплы и вариации из песен 80-х до сих пор регулярно используются в фильмах и музыке, да и вообще во всей современной поп культуре, что даёт нам некое возвращение в детство, когда мы либо были современниками этой музыки, либо слышали её от старших, на которых ровнялись и которые нас воспитывали. Так что эта музыкальная эпоха переплетает в себе несколько поколений, где они могут быть на одной волне.
Синти-поп
С уходом поп музыки восьмидесятых на сцене стали появляться более цикличные, узконаправленные жанры вроде техно и хауса. Расцвет эпохи сэмплирования в 90-е годы, повальная популярность евродэнса и смещение в его же сторону всей поп музыки просто напросто вытеснили привычные звуки прошлого десятилетия. Однако, было и много тех, кто по каким-либо причинам не хотел оставлять позади привычные суховато-звонкие мелодии восьмидесятых. Они начали пытаться смешивать уже вышедшие из моды звуки цифровых синтезаторов и современные биты. Такие способы написания музыки при совмещении вышеперечисленных способов вылились в синти-поп и позже синт-вейв. Классический пример синти-попа это группа Depeche Mode и её синг «Enjoy The Silence», вышедший как раз на рубеже десятилетий.
Мы всё еще прекрасно можем слышать привычные нам синтезаторные звуки 80-х, имитация хора на фоне, и синтетический бас, который так любили все поп музыканты той эпохи. Синти-поп установил ведущее место синтезатора в качестве основного элемента поп- и рок-музыки, непосредственно оказывая влияние на последующие жанры, включая хаус и техно. Но излишний гедонизм, являвшийся основной темой песен в поздних группах синти-попа 1980-х, привёл к враждебности и отторжению по отношению к этому жанру.
Depeche Mode Исполняют «Enjoy The Silence» на крыше Южной башни Всемирного Торгового Центра (1990)
Синт-вейв
Жанр синтезаторной музыки эволюционировал и в начале 00-х из синти-попа возник синт-вейв. В большей степени это композиции без вокала, где предпочтение отдаётся лишь музыке, современной интерпретации стилистической окраски звуков 80-х и атмосфере того времени. Не будем забывать, что помимо всеобщей электрификации в 80-е происходила еще куча событий мирового масштаба на ровне с бешенным техническим прогрессом. Все эти чувства и передаёт музыка синт-вейва. Главное вдохновение этого жанра это саундтреки к фильмам и играми того времени, укутанные в музыкальный стиль тогдашней поп музыки. Кажется, что современные исполнители не способны прочувствовать атмосферу того времени и уж тем более передать такие чувства слушателю, однако, напоследок я хочу представить несколько примеров композиций, вполне способных вызвать у вас желание купить баночку только что вышедшего вкуса Кока-Колы или пересмотреть «Назад в будущее» Роберта Земекиса.
French 79.
По-моему мнению, вообще один из лучших современных исполнителей в этом жанре. Весь альбом «Joshua» (2019) наполнен очень качественной синт-вейв музыкой. Спокойные композиции музыканта из Марселя так и тянут в детство, напоминая о том, что никогда не стоит переставать о чём-то мечтать. Здесь звучат классические цифровые синтезаторы 80-х, потому что автор проекта Саймон Хеннер действительно использует музыкальные инструменты этой эпохи, а не имитирует их через компьютерные пресеты. Лично я не отношу его к классическому звука синт-вейва, если бы я и описывал жанр в котором он пишет музыку, я бы назвал его dream-wave.
Marvel83.
Вот это я называю классическим синт-вейвом. От предыдущего примера он отличается более тяжелыми ударными, гулким басом и вообще некой монолитностью. Именно подобные композиции сегодня зачастую предстают в голове при упоминании синт-вейва.
Alex Ricellow.
Российский электронный музыкант, не ограничивающий себя вообще никакими жанровыми рамками. Он не боится экспериментировать в любом жанре, включая пост-панк, фонк, дрим-поп и синт-вейв. И «High Speed», на мой взгляд, является смешением классического синт-вейва 00-х с эхом только что отгремевших 90-х и евродэнса, главенствующего вторую половину десятилетия на танцполах. Отсюда получаем что-то вроде modern-wave'а. Жанр с теми же классическими цифровыми синтезаторами, слегка перегруженными басами, и ручками тона, которые не стоят в одном положении ни секунды. Но вместо привычного монотонного и тяжелого двудольного звучания мы имеем сильную динамику и биты от евродэнса. Таким образом, вновь смешав жанры из хоть и соседствующих, но всё же разных эпох с сегодняшними возможностями цифровой звукообработки мы получаем что-то новое и интересное.
Думаю, что жанр, который породила эпоха восьмидесятых встретит еще не одно перерождение. Не потому-что люди просто не хотят оставить те времена позади и переключится на что-то новое и современное, а потому-что синт-вейв так сильно въелся в поп культуру, что мы уже не сможем просто так его отсюда чем-то вытеснить, заменить или забыть. Да и зачем это делать, если он продолжает приносить положительные эмоции, порождает новых исполнителей и, как ни странно, продолжает развивать современную музыку сквозь десятилетия.
Слушайте музыку. Спасибо!