"Да эти люди просто мазохисты!" Такую реплику, основанную на глубоком понимании загадочной русской души, увидела я в комментариях к опросу ОАО "РЖД", посвященному отношению граждан к сравнительным преимуществам купе и плацкарта.
Почти половина опрошенных высказалась в пользу плацкарта или сидячих мест. Сказать по правде, плацкарт предпочитаю и я. И не только из соображений экономии.
Во-первых, как отмечают сами железнодорожники, в плацкартных вагонах больше места для багажа - ведь там имеется третья полка, предназначенная специально для дорожных сумок и чемоданов. В купе, как вы, наверное, помните, ничего подобного нет.
Во-вторых, судя по моему опыту, плацкартные вагоны обновляются чаще, чем купейные. Вагонами в стиле ретро приятно полюбоваться на старых фотографиях или в музеях железных дорог, лично для себя я предпочитаю максимальный комфорт.
Кстати, новые плацкартные вагоны сильно отличаются от тех, что перевозили пассажиров всего 10-12 лет назад. В них появились дополнительные удобства, как общие с купейными вагонами (например, розетки для зарядки необходимых в пути гаджетов или дополнительные источники света), так и уникальные (например, вырез в верхней полке, позволяющей пассажирам "верхнего этажа" не только лежать или полулежать, но и сидеть, не стукаясь головой).
И это тоже плюсы поездок в плацкарте, особенно если вы путешествуете на дальние расстояния.
В плацкарте меньше риск оказаться в "приятной" компании дебошира или стать жертвой вора. В первом случае другие пассажиры, скорее всего, помогут утихомирить неадекватного попутчика, во втором у грабителя меньше шансов обчистить жертву во время сна, пользуясь уединением купе. Или обшарить ваш багаж, если отлучились в туалет или за кипяточком.
Особенно важны эти преимущества для девушек, путешествующих в одиночку! Сколько ежегодно фиксируется случаев домогательства в закрытых купешках. В плацкарте такое "внимание", в принципе, исключено.
Впрочем, и в плацкарте, и в купе сумочку с документами, банковскими картами и наличными деньгами лучше всего держать при себе, а ночью класть под подушку.
Также в плацкартном вагоне легче дышится в буквальном смысле слова - отсутствие дверей обеспечивает более комфортный микроклимат, так что путешественник не изнывает от жары, не дрожит от сквозняков и не коченеет под леденящим дыханием кондиционера.
Правда, и пассажиров в плацкартном вагоне тоже больше, так что современная вентиляция - наше все!
А заметили ли вы, что в обновленных плацкартах появилась новая конструкция перегородок с отверстиями для ног, помогающими забраться на верхнюю полку? Об их удобстве высказываются противоположные мнения, но я заметила, что эти перегородки мешают высовывать ноги в проход.
Если вы баскетбольного роста, это, скорее всего, минус. Но если вам вполне комфортно на полке, при этом вы устали спотыкаться о ноги беззаботно растянувшихся на своих лежбищах пассажиров, когда нужно пройти за чаем, проследовать в туалет или в вагон-ресторан - это плюс!
Кстати, даже в обновленных плацкартных поездах сохранились титаны-кипятильники, так что вы можете распивать чаи в полное удовольствие, как обычно делаю я.
В комфортабельном одиночестве или в приятной компании? Это зависит от настроения! Но если вы экстраверт, любитель поговорить и обсудить дорожные впечатления, найти приятного попутчика и даже родственную душу в плацкартном вагоне куда проще, чем в купе!