Найти тему

5 фактов: "Сухопутный крейсер им. Кирова". Тяжелый танк СМК

Оглавление

«Шаг вперёд»

В период гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах, танки Т-26 и БТ-5 несли потери из-за полевой артиллерии. Недостатки в бронировании большинства танков, как легких, так и тяжелых, находившихся на вооружении Красной Армии толкнули военных и инженеров на создание танков с противоснарядной броней. Были начаты работы на двух заводах в Ленинграде. Ж.Я. Котин возглавил разработку СМК, а М.В. Барыков, военный инженер 1-го ранга, работал над созданием танка Т-100. Оба танка были разработаны в рамках конкурса.

«Колосс из дерева»

Разработка тяжелого танка СМК была процессом, который требовал огромных усилий и экспериментов. Для достижения поставленных целей, были проведены исследования различных вариантов формы корпуса и башен, а также способов их изготовления. Чтобы визуализировать конечный результат, был создан макет из дерева, который был представлен в Москве. Был обсужден и утвержден окончательный облик будущего танка. Он представлял собой двухбашенную машину, которая была уникальной по своей конструкции и характеристикам.

«Надежная броня и сложности управления»

Танк обладал надежной броней, которая была изготовлена из катаной брони толщиной 60 мм на передней и боковых стенках, 20 мм для крыши и 30 мм для дна. Первый пробный выезд состоялся 30 апреля, а полноценные испытания были проведены в период с 31 июля по 1 августа. 20 сентября танк был представлен на полигоне в Кубинке вместе с другими моделями. Несмотря на успешное прохождение испытаний, танк СМК был слишком громоздким для водителей и сложным в управлении для командиров из-за двух орудий и пулеметов, размещенных в двух башнях.

-2

«Боевое крещение»

В 1939 году началась война между СССР и Финляндией, и Кировский завод предложил использовать тяжелые танки для прорыва вражеских укреплений. На фронт были доставлены танки СМК, КВ и Т-100, чтобы протестировать их эффективность в условиях трудного участка боевых действий: финские доты на высотах были вооружены шведскими пушками «Бофорс» и пулеметами, а перед ними стояли гранитные противотанковые надолбы.

Танк СМК был обстрелян противотанковыми орудиями, но броня не была пробита. Опытные машины вернулись два раза ходили в атаку и возвращались на исходные позиции без серьезных повреждений. После успешных испытаний машины были посланы на помощь нашим частям, прорвавшимся в район Сумы. Однако в ходе боя одно из попаданий заклинило главную башню танка СМК, а позже наехал на ящики со взрывчаткой, взрыв которых перебили гусеницу. Несмотря на попытки экипажа отремонтировать танк, им пришлось вести бой в глубине финских позиций в течение пяти часов. После расстрела всего боезапаса, экипаж пересел на Т-100 и в сопровождении танка КВ вернулся в расположение 20-й танковой бригады.

-3

«Судьба крейсера»

Танк был использован на протяжении длительного времени в качестве укрытия для наших наблюдателей на нейтральной территории. Эта машина защищала от пуль и осколков, а также от прямых попаданий из орудий. Опытный танк оставался на месте до конца войны и удалось сдвинуть его лишь с помощью шести танков Т-28.

После того, как его отбуксировали на станцию Перк-Ярви, танк был отправлен в разобранном виде на Кировский завод, который должен был выполнить его ремонт по заданию АБТУ РККА и передать на хранение в подмосковную Кубинку. Однако, по ряду причин ремонт не был выполнен, и СМК "пролежал" на задворках завода до 50-х годов.

В итоге, его отправили на переплавку, и тем самым завершилась история этой машины.

  • За основу был взят текст из статьи "Тяжелый экспериментальный танк СМК"