Найти тему
Заметки Художника

Поиски стиля длиною в жизнь. Живописец и график Лео Путц

Лео Путц, фрагмент картины "Фрида на вёслах", 1909, холст, масло
Лео Путц, фрагмент картины "Фрида на вёслах", 1909, холст, масло

Чаще всего художники, избирающие в качестве сюжетов популярные мотивы - прогулки, игры на лоне природы, привлекательных и красиво одетых (или раздетых) женщин - не особо склонны к экспериментам со стилистикой. Их манера работы вырабатывается, как правило, на заре карьеры и сохраняется в течение всей последующей жизни.

Но не таков был герой сегодняшней публикации, австрийский мастер Лео Путц. Рядом с его именем в энциклопедиях гордо стоят три определения: художник стиля Модерн, импрессионист, экспрессионист.

Он не боялся экспериментировать, ориентировался на новейшие достижения "художественной мысли", и это не позволяет относиться к нему как к обычному художнику "популярных жанров". Конечно, новатором и первооткрывателем он не был, но найденное другими художниками, прежде всего, французскими импрессионистами, применял в работе по-своему и с большим толком. Так бывает, и в этом нет ничего зазорного - все мы учимся у великих, если можем - говорим в искусстве что-то новое, но, поверьте, и просто композиционно интересная работа, красивая по цвету и красочной лепке - это уже немало. На мой взгляд, очень многие современные художники работают не просто следуя тем же принципам, но и просто очень похоже на австрийского мастера по имени Лео Путц. Он, можно сказать, всегда умел остановиться на той невидимой грани, где кончается традиционная трактовка натуры и начинается авангард. Возможно, этим во многом и объясняется история его недолговечного успеха.

Лео Путц родился 18 июня 1869 в Мерано, в ЮжномТироле, входившем тогда в состав Австро-Венгерской империи. Сейчас это территория Италии, поэтому в некоторых источниках о художнике пишут как об "итальянском мастере". А порой и "немецком", так как работал он в основном в Германии. И то, и другое - неверно. Он - австриец. Его отец, Карл Путц, был мэром Мерано. Лео начал свое художественное образование в возрасте шестнадцати лет в Мюнхенской академии изящных искусств, где учился у художника исторического жанра Габриэля фон Хакля. Ему повезло гораздо больше, чем многим — его отец был уверен в том, что у него большой талант, и для продолжения образования отправил его ещё и в Академию Жюлиана в Париже. После военной службы Лео вернулся в Мюнхен и продолжил образование под руководством художника Пауля Хеккера. Свою первую собственную мастерскую он открыл в 1897 году, и в том же году стал членом Мюнхенского Сецессиона. Он работал в еженедельном журнале "Югенд", и ряд его рисунков был воспроизведен на обложке журнала. В это время он также работал как коммерческий художник, создав множество рекламных плакатов в стиле ар-нуво.

В 1901 году он начал преподавать в Мюнхенской женской академии. В 1905 году его наградили несколькими медалями, а его работы были приобретены для коллекций Дрезденской государственной галереи и Новой Королевской пинакотеки в Мюнхене. В 1909 году он стал почетным гражданином Баварии и получил профессорское звание в Академии.

Годы с 1909 по 1914 были для Путца годами наибольших творческих достижений. В этот период он проводил летние месяцы в замке Хартманнсберг в баварском регионе Кимгау. Там он мог работать над своими картинами на открытом воздухе. Его сопровождали немецкий художник Ханс Рот и американец Эдвард Кукуэл, которые были его учениками. В этот период были созданы некоторые из лучших работ Путца, в том числе его самые известные серии - "Девушки в лодках" и "Купальщицы".

Глядя на работы этого периода, мы видим, что от стиля "модерн", в котором художник дебютировал, в его живописи мало что осталось.

Ну, разве что повышенное внимание к силуэту как элементу картины. Фигуры и предметы у Путца никогда не "растворяются" в окружающей среде. Он продолжает искать в натуре и использовать красиво изогнутые линии, элементы, активно направляющие взгляд зрителя. Любит крупные пятна, даже области одного тона. Но, вместе с тем, цветные тени, блики, рефлексы, особенно хорошо заметные на женских фигурах, говорят нам об активном использовании художником приёмов из арсенала импрессионистов.

Путц создавал и традиционные пейзажи, которые я покажу ниже, но они привлекали его меньше, чем мотивы с фигурами, преимущественно женскими. В силу его окружения, недостатка в натуре у художника не было. В 1913 году он женится на художнице-пейзажистке Фриде Блёль, которая была одной из его излюбленных моделей.

А дальше, с началом Первой Мировой, в жизни художника начинается какая-то чехарда. Его неожиданно объявляют, ни много ни мало, "врагом общества", он вынужден уехать из Германии в Гаагу, и возвращается из изгнания только в 1922 году. Конечно, тут могли сыграть свою роль факторы далекие от искусства, и мне, честно говоря, не удалось разыскать ничего о его политических взглядах того времени. Но, возможно, дело было в другом.

Следует помнить, что конец XIX - начало ХХ века - это очень интересное время в плане "свободы нравов", особенно в привязке к искусству. Художники отваживаются изображать то, на что у их предшественников просто рука бы не поднялась. Гюстав Курбе со своим эротическим натурализмом на их фоне - вчерашний день. Но церберы общественной морали не умерли, а только ненадолго задремали, и готовы были вскоре наверстать своё.

Некоторым мастерам ар-нуво, таким как Бердслей или Шиле, удавалось сочетать крайне откровенные мотивы их творений с отточенной эстетикой и художественной выразительностью. Но художники, не обладавшие столь выдающимся дарованием, рисковали очень сильно - им грозили не только обвинения в аморальности со стороны современников, но и обычные творческие неудачи, связанные с невозможностью художественно подать "сомнительный" сюжет.

Возможно, под этот двойной каток и угодил Лео Путц. В общем доступе можно отыскать его рисунки, которые я не хочу публиковать не только по соображениям принятых на Дзене цензурных ограничений, но и потому, что они не пошли бы на пользу профессиональному образу художника. В живописных работах он порой пытался сочетать столь милую Модерну фантазию с натурализмом, но выходило плохо. Его женщины-улитки и женщины-павлины и сегодня вызывают, мягко говоря, "смешанные" чувства. Приходится констатировать, что сильнее всего он был именно как натурный живописец традиционных жанров.

В целом, период с 1922 по 1928 год был для художника достаточно благоприятным. Он с семьей поселяется в Гаутинге, близ Мюнхена, и строит там дом, частенько обменивая свои картины непосредственно на стойматериалы.

Интересно проследить, как Путц, меняя свою технику, остается верным определенным композиционным приемам. В приведенной выше галерее, так же, как и в работах из самой первой подборки, бросается в глаза подчеркнуто диагональное размещение фигур. Элементы активно движутся из нижнего левого угла в правый верхний. Конечно, художник не всегда следует этой схеме, но этот прием у него - один из самых любимых.

Мой сад в Гаутинге, 1926, холст, маслосло
Мой сад в Гаутинге, 1926, холст, маслосло

В 1928 году Путц с семьёй снова уезжает - на сей раз в Бразилию. Пять лет они путешествуют по Южной Америке. Художник много ездит по отдаленным районам верхом в поисках вдохновения. Преподает в национальной Школе Изящных Искусств в Рио-де-Жанейро. И снова меняет свою живописную манеру. Некоторые исследователи называют её "экзотическим экспрессионизмом".

Путц выбрал удивительно неудачный момент, чтобы вернуться с семьёй в Германию - 1933 год. Впрочем, сначала всё было неплохо: в 1935 году его южноамериканские картины были представлены на большой выставке в Мюнхенском обществе художников, где привлекли всеобщее внимание. Но уже очень скоро они были классифицированы нацистами как дегенеративное искусство. Своих антинацистских взглядов художник не скрывал. Несколько раз его допрашивала тайная полиция, и в конце концов он был вынужден снова уехать под угрозой тюремного заключения.

В 1937 году он искал убежища в своем родном городе Мерано, но по прибытии был осужден за антинацисткие высказывания, ему было запрещено заниматься своей профессией, и в общении он был ограничен своим ближайшим окружением. Путц проводил свое время, изображая местные замки, усадьбы и природные ландшафты. Национал-социалисты тем временем распустили Сецессион и все художественные группы в Мюнхене к 1938 году.

Путц скончался после не совсем удачной операции в 1940 году, в возрасте 70 лет. О его смерти не упомянули ни в Италии, ни в Германии, и он был тихо похоронен в Гаутинге.

-11

Ниже я привожу, как и обещал, несколько пейзажей художника, а также одну из его наиболее известных картин - "Танец". В пейзажах очень наглядно можно отметить изменение манеры художника с годами. А "Танец" интересно сравнить со знаменитой картиной Матисса, хотя бы для того, чтобы понять разницу между дерзостью реформаторов искусства и творчеством мастеров, следующих уже проложенными тропами. "Танец" Матисса создан на 11 лет раньше. Он представляет собой почти абстрактное воплощение идеи, самую суть, практически лишенную деталей и колорита. Один голый ритм, движение, энергия. "Танец" Путца прекрасен, но это - сцена из мифа или из театрализованной постановки. Художник создает синтез из приемов Модерна и импрессионизма, его интересует игра силуэтов, композиционная острота, игра света и теней. Финальное решение - достаточно условно, и эта условность не снимается полной условностью стилистики, как у Матисса. Но, конечно, каждый зритель вправе выбирать то, что близко именно ему.

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!