Найти тему
Екатерина Полякова

Как «возвращать» внимание детей

Нам известно, что ребёнок до ~2,5 лет легко переключается, вот он играет в машинки, а вот уже все бросил и побежал к мячу. И все это за доли секунды. С игрушками вопрос понятен, здесь невозможно постоянно быть рядом и контролировать, чтобы он убрал на место, как закончил играть. Но вот, например, с одеванием нужно держать его внимание и возвращать, если он убежал глазами и мыслями. 

Для чего это нужно - для того, чтобы ребёнок учился самостоятельности и участвовал в процессе. Когда мы сами одеваем ребёнка, он улетает и «прилетает» когда уже одет. Поэтому нужно постоянно напоминать ему: «ты сейчас одеваешься», «ты сейчас обуваешься», «ты сейчас надеваешь штаны». Благодаря этим фразам, ребёнок возвращается в реальность и направляет внимание на одежду. Даже просто наблюдая за тем, как вы его одеваете, он осознает, анализирует, запоминает, учится. 

Возвращать можно и такими вопросами: «что будешь надевать дальше?», «а что сначала наденешь: кофту или штаны?», «что еще осталось надеть?» и т.д. Эти вопросы еще и дают ребёнку поучаствовать в выборе и почувствовать свою важность. 

Или еще ситуации: 

  • Ребёнок начинает играть с едой, просто задумался - вопрос «ты закончил?» вернет его и он проложит есть. 
  • Ребёнок не хочет что-то делать, капризничает - вопросы «что сначала будешь …(собирать/делать/надевать)?», или «ты сделал это, что дальше будешь делать?», «я буду вот это делать, а ты что?», во-первых, такие вопросы заставят работать его мозг, во-вторых, научат самостоятельности и принятию решения, в-третьих, вернут в момент здесь и сейчас и ребёнок продолжит одеваться. Эти вопросы, кстати, подходят и для кризисного периода, около 3-ех лет. 
  • Ребёнок поиграл и оставил разбросанные игрушки (здесь главное успеть вовремя, если он уже переключился, то не стоит его отвлекать и возвращать, либо подождите, когда он закончит и верните к оставленному, либо уберите сами) - если вы успели, то вопрос «ты закончил играть/заниматься этим?», если да, то попросите убрать на место (если такое место есть, см. статью), если нет, то он продолжит заниматься. 

В принципе, любое дело, в котором ребёнок немножко улетает, можно реанимировать вопросом «ты закончил?», так как обычно это происходит именно в обыденных ежедневных вещах: во время еды, игр/занятий, сборов на улицу.