В конце 19 века Густаву Климту поступил государственный заказ написать три декоративных панно для Большого зала Венского Университета. В 1899 году Климт представил первую из этих трех картин - окончательную версию «Философии».
Первая версия уже экспонировалась ранее на Всемирной выставке в Париже. Хотя она была хорошо принята многими критиками и завоевала приз, публика в Вене сделала ее объектом огромного скандала. По мнению общества, изображенные мужчины и женщины плывут, не контролируя направления, и эта аллегория противоречит представлениям о науке. Сам Климт описывал происходящее на картине так : «Слева - группа фигур: Начало жизни, Зрелость и Увядание. Справа - шар, олицетворяющий тайну. Внизу появляется освещенная фигура: Знание».Но почтенные венские профессора увидели в этом нарушение всех традиций. Они хотели,чтобы художник написал картину, выражавшую триумф света над тьмой. Вместо этого Климт представил «победу тьмы надо всем».
«Медицина» ,вторая работа из цикла композиций для Университета, вновь вызвала скандал.
На картине человеческие тела несет поток жизни, в котором все ее стадии, от рождения до смерти, переживают восторг или боль. Гигиея, богиня здоровья, повернулась спиной к людскому роду и являет собой скорее образ роковой женщины ,нежели символ медицины.
Такое видение по мнению критиков принижало роль медицины,подчеркивая ее бессилие в сравнении с неотвратимыми силами судьбы.
Третьей работой для Университета была «Юриспруденция». В «Юриспруденции» Климт изобразил осужденного человека во власти трех Фурий: Истины, Правосудия и Закона. Они появляются как Эринии ( богини мести и ненависти) окруженные змеями. Осьминог же в качестве наказания стискивает осужденного в своих смертельных объятиях. Картина была также встречена враждебно; зрители были шокированы уродством и наготой, которую они увидели.Лишь один Франи фон Викхофф, профессор истории искусства Венского Университета, выступил в защиту Климта со своей лекцией , озаглавленной «Что безобразно?». Однако скандальные картины Климта обсуждали даже в Парламенте. Художника обвинили в «чрезмерной извращенности».
Климт не был обескуражен резкой критикой и продолжал идти своим путем. Единственным его ответом была картина, которая сначала называлась « Моим критикам», а после выставки была переименована в « Золотые рыбки». Когда почтенная публика увидела эту картину, общественный гнев достиг апогея. На полотне была изображена прекрасная шаловливая нимфа,выставившая на передний план на всеобщее обозрение свой зад.
Август Ледерер (Австрийский промышленник, коллекционер предметов искусства и меценат. Ледерер оказывал поддержку Венскому сецессиону и особенно покровительствовал Густаву Климту. )выкупил «Философию»за часть первоначальной цены. В 1907 году Коломан Мозер(Австрийский живописец и график, художник венского модерна,друг и соратник Климта) приобрел «Медицину» и «Юриспруденцию». Пытаясь спасти картины во время Второй мировой войны, их перевезли в замок Иммендорф на юге Австрии; 5 мая 1945 года при отступлении немецких войск замок сгорел со всем содержимым.
Некоторые представление о работах, которые вызвали когда-то такое общественное возмущение, можно получить по черно-белым фотографиям и хорошей цветной копии Богини Гигиеи, центральной фигуры Медицины,а также эскизам Климта .
«Климт» Жиль Нере ,TASCHEN/АРТ-РОДНИК 2000г.