Альбом Дэвида Боуи Aladdin Sane был выпущен в Великобритании 19 апреля 1973 года. Это шестая пластинка музыканта и первая после того, как он превратился в суперзвезду. С момента релиза прорывного The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spider from Mars прошло всего десять месяцев.
Если этот альбом кажется вам слегка бессвязным и менее последовательным, чем его предшественник, то вам не кажется. В Aladdin Sane отсутствовала общая тема, а его большая часть была записана поспешно на студии Trident Studios в Лондоне в перерыве между гастролям.
А вот еще несколько любопытных фактов об Aladdin Sane:
- В названии альбома содержится игра слов – Aladdin Sane = A Lad Insane (безумный парень). Изначально пластинку хотели назвать Love Aladdin Vane, но Боуи отказался от этой идеи, в том числе из-за отсылки к запрещенным веществам.
- В 1995 году, помогая продвигать альбом Брайана Ино, Боуи сравнил их подходы к творчеству:
Мы с Брайаном поняли, что он стремится взять что-то с улицы и сделать из этого искусство высочайшего уровня. Я же делаю с точностью до наоборот. Я ворую что-то из так называемого высокого искусства или беру что-то авангардное и опускаю до уличного или вульгарного стиля.
- В работе над альбомом в равной степени принимали участие сам Дэвид Боуи и Мик Ронсон. Это второй и последний раз, когда Мик был указан как аранжировщик, первый и единственный раз, когда он также занимался сведением. Обычно эту роль брал на себя продюсер Кен Скотт.
- Боуи часто называли «британским Игги Попом», но даже в 1973 году он был слишком «попсовым», чтобы звучать как представитель американского рока. В то же время в его музыке отчетливо прослеживается влияние The Velvet Underground и The Stooges.
- Музыкант описывал этот альбом как «Зигги отправляется в Америку». Большая часть треков родилась из наблюдений в первые десять недель тура по США. Дэвид рассматривал окружающий мир из окон автобусов и лимузинов, с балконов отелей, и это дало толчок его воображению. Дистопичные места, которые он годами описывал в своих песнях, предстали перед его глазами.
- Альбом открывает песня Watch That Man. Это громкая глэм-композиция, в ней Боуи повторяет звучание The Rolling Stones, в особенности то, которого группа добилась на Exile on Main Street.
- Aladdin Sane – песня, которую биограф Дэвид Бакли описывал как «наиболее значимую» для альбома. В ней Боуи экспериментирует со стилями. Композиция посвящена двоюродному брату музыканта, страдавшему от шизофрении.
- Drive-In Saturday была написана во время долгой и бессонной поездки на поезде из Сиэтла в Феникс, когда Боуи увидел в окне странные вспышки света. В песне описывается постапокалиптическое будущее, в котором люди забыли, как заниматься любовью. В ней также упоминаются Мик Джаггер, Твигги и Карл Юнг.
- Panic in Detroit была написана на основе историй Игги Попа о революционерах из Мичигана и о бунте в Детройте в 1867 году. Дополнительным «ингредиентом» стали впечатления от встречи Боуи с бывшим одноклассником, который стал дилером наркотиков.
- Cracked Actor – история стареющей голливудской звезды, встречающей проститутку. Песня стала центром шоу 1974 года, во время ее исполнения Боуи появлялся на сцене в темных очках и с настоящим черепом в руках.
- Time была написана в Новом Орлеане, и в ней есть элементы кабаре и бурлеска. Мнения критиков о ней разделились: Дэвид Бакли описывал ее как «пять минут странного совершенства», а авторы NME посчитали ее слабой.
- The Prettiest Star, как сообщается, была посвящена первой жене Боуи, Энджи, и изначально стала синглом, следующим за Space Oddity, первым крупным хитом музыканта. Выпущенная в 1970 году версия была продана тиражом в менее, чем 800 копий за первую неделю. Для Aladdin Sane ее перезаписали.
- Let’s Spend the Night Together была написана Миком Джаггером и Китом Ричардсом в середине 60-х. Боуи записал свою глэм-рок версию с пульсирующими синтезаторными эффектами, а в конце добавил свой текст. Некоторые критики писали, что Дэвиду она удалась лучше, чем ее авторам.
- The Jean Genie была первой песней, которую записали для альбома 6 октября 1972 года. Уже на следующий день Боуи исполнил ее на концерте в Чикаго, в ноябре выпустил синглом, а затем попал с ней в британский чарт к Рождеству. Это умная смесь винтажного рок-н-ролла и ритм-энд-блюза с отсылками к I’m a Man Бо Диддли.
- Lady Grinning Soul была добавлена в Aladdin Sane в последний момент, потому что Боуи посчитал, что оригинального материала не хватает. На момент релиза пластинки пять из десяти песен уже были известны слушателям. После смерти Боуи соул-певица Клаудия Леннер говорила в интервью: музыкант позвонил ей и сказал, что эта песня о ней. Бытовало также мнение, что источником вдохновения была Аманда Лир.
- Aladdin Sane стал первым альбомом номер один в дискографии Боуи. Он возглавлял британский хит-парад на протяжении пяти недель. После этого у Дэвида еще появлялись успешные работы в чартах. Всего в британских хит-парадах на верхней строчке Боуи отметился одиннадцать раз, став шестым среди самых успешных в чартах звезд всех времен – после The Beatles, Элвиса Пресли, Мадонны, Робби Уильямса и The Rolling Stones.
Автор: Катерина Гафт
Читайте также: