Начиная вторжение во Вьетнам, американцы рассчитывали на «маленькую победоносную войну». Основная роль отводилась авиации. Предполагалось, что подавляющая мощь ВВС США позволит в самые короткие сроки разделаться с непокорной страной, и там, как говорится, «восторжествует демократия».
Основной «рабочей лошадкой» американской авиации во Вьетнаме стал самолёт McDonnell Douglas F-4 Phantom II – двухместный двухмоторный истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик дальнего радиуса действия.
В начале войны, в условиях полного господства в воздухе, «Фантомы» чувствовали себя во вьетнамском небе очень вольготно. Американские лётчики крушили с воздуха коммуникации и военные базы противника, даже не озираясь по сторонам. Бояться им было нечего.
У вьетнамцев ведь изначально было всего лишь 25 МиГ-17Ф китайского производства (J-5) и несколько устаревших МиГ-15бис. Однако после того, СССР и КНР подкинули им и самолётов, и зенитно-ракетных систем ПВО, и военных специалистов – американским лётчикам пришлось вспомнить, что они на войне. Причём не на маленькой, и не на победоносной.
Впервые «Фантомы» схлестнулись с МиГ-17Ф (J-5) 2 апреля 1965 года, однако закончилась та первая встреча безрезультативно.
Вообще, первыми американскими самолётами, сбитыми МиГами, были не «Фантомы», а два одноместных истребителя-бомбардировщика второго поколения Republic F-105 Thunderchief. Их 4 апреля 1965 года в воздушном бою над мостом Тхань Хоа «Пасть дракона» уничтожили вьетнамские лётчики Фам Гиай, Ле Минь Хуан, Чан Нгуен Нам и Чан Хань, на истребителях МиГ-17Ф.
Что касается первой результативной схватки «Фантомов» с МиГами, то в ней фигурировали пилоты не вьетнамские, а китайские.
Как зачастую бывает в ситуациях такого рода, существуют две версии произошедшего. Согласно американской версии, истребитель F-4B «Фантом», взлетевший с палубы авианосца USS «Ranger», подвергся атаке четырёх китайских Миг-17Ф (J-5) прямо над морем. Один из них был сбит ракетой «Sparrow», однако другой МиГ-17Ф зашел в хвост F-4B и расстрелял его из авиапушки. В результате летчик Т.Мэрфи и оператор Р.Фэган погибли.
Китайская версия значительно отличается от американской. Согласно ей, не один, а восемь «Фантомов» вторглись в воздушное пространство – не Вьетнама, а Китая! Желая намекнуть КНР на приостановку военной помощи вьетнамцам. Но китайцы – народ серьёзный, и такие намёки считают оскорбительными.
На защиту своего воздушного пространства поднялось звено истребителей J-5. Китайцы подтвердили, что американцам удалось попасть в один из «МиГов», но уточнили: сбит он не был, а смог повреждённым вернулся на базу. Также, один из «Фантомов», попал ракетами по другому американскому самолёту, и сбил его.
Какая из версий более правдива – неизвестно. Но факт остается фактом – в первом поединке с МиГ-17Ф американский F-4B «Фантом» был уничтожен, и два члена его экипажа при этом погибли.
Американцы взяли реванш лишь 12 августа 1965 года. 12 «Фантомов» сбили один китайский МиГ-17Ф (J-5). Китайцы выразили протест, заявив, что нападение произошло в воздушном пространстве КНР, а сбит был самолет, выполнявший учебный полёт. США ответили, что всё происходило над территорией Вьетнама, в зоне боевых действий, а с какой целью там находился самолёт – им безразлично.
МиГ-17Ф было трудно конкурировать с «Фантомами». Вьетнамские и китайские лётчики приспосабливались опускаться на сверхнизкую высоту, становясь незаметными для радиолокационных систем противника, и осуществлять стремительные атаки из «засады» на гружёные бомбами самолёты противника.
Но потом (в 1966-м году) у них появились сверхзвуковые МиГ-21 – более серьёзные противники для «Фантомов». Они имел меньшую дальность полета (около 1500 км, против 3700 км у «Фантома»), а его взлетная масса составляла лишь 8 т (у «Фантома» – 20 т). Состав вооружения самолётов МиГ-21 был значительно слабее, чем у американца. Однако по максимальной скорости и практическому потолку МиГ-21 не уступал F-4.
Первый бой с участием МиГ-21 и «Фантомов» произошёл 23 апреля 1966 года и закончился безрезультатно. Но через три дня, 26 апреля, истребителям F-4 удалось сбить первый МиГ-21, открыв тем самым счёт в поединке, который продолжался более двух десятилетий во многих локальных конфликтах.
Но с мая по декабрь 1966 года Соединённые Штаты в воздушных боях потеряли 47 своих самолётов, уничтожив при этом лишь 12 вьетнамских истребителей. МиГ-21 атаковали противника, как правило, на сверхзвуковой скорости, выполняя ракетный пуск из задней полусферы, после чего быстро отрывались от преследования.
Чтобы переломить ситуацию, американцы организовали специальные 6-недельные курсы переподготовки боевых лётчиков «Фантомов». На них отрабатывались воздушные бои с истребителями Nortrop F-5, игравшими роль МиГ-21.
Всего на первом этапе воздушной войны с апреля 1965-го по ноябрь 1968 года в небе Вьетнама состоялось 268 воздушных боёв, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. Из них 46 боев произошло между МиГ-21 и F-4 – итог этих схваток, несмотря на предпринятые меры, всё равно оказался отрицательным для американцев: потери составили 27 F-4 Phantom и 20 МиГ-21.
Общий счёт за всю войну (по 1972 год) оказался разгромным: было сбито 54 самолёта МиГ-21, и 103 F-4 Phantom. При этом по стоимости самолёт F-4 был в несколько раз дороже МиГ-21. Надо также учесть, что экипаж каждого сбитого «Фантома» либо погибал, либо попадал в плен.
Этот негативный опыт оказал большое влияние на военное авиастроение. Американцы отреагировали на поражение созданием высокоманевренных истребителей четвёртого поколения – F-15 и F-16.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему ли назвать «Фантом» лучшим самолётом того времени?