В кино нередко складываются творческие дуэты. Например, режиссёр и оператор. Или режиссёр и сценарист.
В советском кино был целый квартет: режиссёр Никита Михалков, оператор Павел Лебешев, композитор Эдуард Артемьев и человек-оркестр Александр Адабашьян, который работал на съёмках художником-постановщиком, сценаристом и иногда актёром.
Оформился квартет на первой полнометражной картине Михалкова — «Свой среди чужих. Чужой среди своих». До этого, к слову, Михалков уже работал с Артемьевым и Адабашьяном на своей выпускной работе «Спокойный день в конце войны».
В общей сложности вчетвером они сняли семь картин.
При этом Михалков, Артемьев, Адабашьян и Лебешев были не только соратниками по работе, но ещё и близкими друзьями. В некоторых фильмах они шутки ради появлялись в эпизодических ролях. Так, в «Рабе любви» Адабашьян сыграл режиссёра, а Лебешев его помощника.
А в «Родне» Михалков и Адабашьян сыграли официантов, а Лебешев повара (он и в жизни был неравнодушен к кулинарии). В одной из сцен главные герои фильма обнаруживают в фотокабинке забытые фотографии с этими тремя товарищами.
Артемьев в фильмах и на съёмочной площадке появлялся гораздо реже в силу специфики своей профессии — композитору не нужно присутствовать на съёмках. Но и он снялся в нескольких фильмах Михалкова. Например, в ленте «Без свидетелей» он предстаёт в образе дирижёра оркестра — его там показывают по ТВ.
Кстати говоря, на этой картине квартет и дал трещину. Съёмки оказались очень трудными и отношения в группе на этом фоне складывались непросто. В результате после завершения ленты Михалков и Лебешев поняли, что не могут дальше работать вместе.
Почти через 20 лет Михалков и Лебешев сняли ещё один фильм вместе — «Сибирский цирюльник». Но в полном составе легендарный квартет тогда не собрался — по тем или иным причинам в создании картины не участвовал Адабашьян.
А в 2003 году не стало Павла Лебешева и квартет окончательно перестал существовать.
Но осталось трио. Михалков, Адабашьян и Артемьев сняли вместе ещё три ленты: «12», «Утомлённые солнцем 2» и «Солнечный удар».
В «Солнечном ударе», кстати, три друга вновь появляются в кадре. Адабашьян сыграл там владельца фотоателье, а Артемьев его помощника.
Михалков же предстаёт в картине в образе мужа главной героини, но не лично, а лишь на фотографиях в её каюте.