Найти в Дзене
Учитель гармонии

Возраст в педагогике: существует ли оптимум?

Возможно, скоро и они будут кого-то учить музыке
Возможно, скоро и они будут кого-то учить музыке

Не скрою, мне про возраст интересно. Обдумываю постоянно; с опытом приходят новые мысли.

Молодость - хороша, достойным бывает и результат. Учительство как новый, свежий проект, которому хочется отдать все силы. У кого-то ощущение проходит быстро, у других этап затягивается. Так или иначе, с годами вызревает понимание: жалко и больно отпускать ресурс вовне, когда он так необходим собственному семейству.

Когда-то мне казалось, что 40+ тут "золотая середина". Нынче хочется опровергнуть! Да, рука набита, методики выверены, при этом - сил физических в достатке. Но! Покажите мне 40-летнего наставника, чей мозг "полностью на работе". Рост детей, возможно, многих - повод для жизни "наразрыв". И чем дальше, тем напряжённее. Видимо, так. Хоть ты тресни, но именно так. Судя по всему, надолго: позднее родительство усугубляет ситуацию.

О том, что "это пройдёт", мне говорят каждый день, не единожды. Мол, освободится место в сознании - трудись на здоровье, получай удовольствие от процесса, вкладывайся в учеников, проживай ваши с ними общие победы. И нет же, не верю. Представить себе такого не могу, чтобы "место в сознании" освободилось. Скорее, наоборот! Со временем.

Выгорание старших коллег - такое разное, такое беспощадное. Схематизм и тонкий расчёт, а рядом вопиющее равнодушие. "Режим экономии" как шанс эмоционально сохраниться. Любимый вопрос от "старейшин" на моих методических мероприятиях: "Зачем всё это?" Изящный минимум вложений, приличная доля страха у студентов. Попутно - непререкаемый авторитет педагога. Как всё жёстко! За каждой суровой фигурой - своя история.

А вывод мой прост.

Работай, детка, здесь и сейчас. Старайся, выжимай свой лучший вариант, расти, совершенствуйся, вдохновляй! Легче не будет никогда. Комфорта ждать не приходится. Расслабишься, бросишь - потеряешь всё. Продолжишь тянуть свою лямку - приобретёшь хоть что-то.

Нет в педагогике оптимального возраста. Есть только хрупкое равновесие. Не всяк причастный его познал, увы.