23 декабря 1984 года произошло чудовищное крушение Ту-154. Командиром воздушного судна был легендарный пилот Виктор Семёнович Фальков, экипаж состоял из опытных специалистов, однако даже они не смогли справиться с этим невероятным инцидентом. Следствие показало, что шансов на спасение не было, хотя летчики всё сделали правильно: ситуация была признана «соответствующей пределу операторских возможностей человека».
7 минут в полете
Ту-154 со 110 пассажирами на борту совершал рейс из Красноярска в Иркутск. Спустя 3 минуты после взлета пассажиры услышали громкий хлопок, а судно сильно ударило в бок. Бортинженер сообщил о вибрациях во втором двигателе.
В кабине пилота загорелось табло с надписью «Пожар», и командир принял решение остановить второй двигатель. Однако это было ошибкой.
Самолет продержался в воздухе только 7 минут, после чего врезался в землю неподалеку от аэропорта. Экипаж и пассажиры погибли на месте, чудом удалось выжить только одному — мужчине в возрасте 27 лет.
Реконструкция событий
После необычного хлопка самолет начало кренить вправо, летчики пока не понимали, в чем дело, в то же время автоматически сработала система пожаротушения, а из-за огня произошло замыкание электропроводки.
Бортовой журнал содержал сведения о вибрациях второго двигателя, поэтому бортинженер решил, что проблема в нем. После того как он доложил об этом, Фальков приказал отключить мотор. Диспетчер отдал распоряжение возвращаться на аэродром обратным курсом, однако командир избрал привычный, но более долгий маршрут.
Для снижения планировали немного замедлить оставшиеся два двигателя, и тут обнаружилось, что третий двигатель не работает. Бортинженер подумал, что это он его выключил случайно, но на самом деле именно в нем произошло возгорание. Ситуация стала критической. Ту-154 фактически держался на одном двигателе, а перед экипажем встала крайне тяжелая задача: запустить остановленный второй и параллельно с этим потушить третий двигатель, а время сильно поджимало.
В обстановке жесточайшего стресса была допущена еще одна ошибка: инженер начал тушить третий двигатель, но в суматохе не остановил подачу топлива, в результате чего огонь начал разгораться сильнее. А еще страшнее то, что пожар имеет свойство перекидываться…
Бортинженер считал, что второй двигатель запущен, однако на управление тот не реагировал, и командир распорядился, чтобы его вновь выключили. Одновременно подчиненный перекрывает и подачу топлива, но огонь всё равно продолжает распространяться и охватывает еще одну «жертву». Между тем ресурсов для тушения уже не осталось. Близился момент катастрофы.
Вблизи аэродрома
Ту-154 управлялся при помощи штурвала через гидросистему, но после всех неудач она отказала. Воздушное судно кренилось на правый бок, и все попытки выровнять оказались тщетны. Неуправляемый самолет несся прямо навстречу собственной гибели.
Остановить обезумевший самолет было уже невозможно. Ту-154 врезался в землю всего лишь в 3 км от аэродрома.
Дальнейшее расследование установило причины этого ужасного инцидента, в результате чего выяснилось, что экипаж не виноват в случившемся, даже несмотря на допущенные ошибки.
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомиться подробнее можете по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Опасный дефект
Следствие показало, что во время полета разрушился диск компрессора третьего двигателя, что и привело к трагедии. Причиной разлома послужили усталостные трещины, которые возникли еще на этапе производства.
Вопреки инструкции, на заводе диски не проверили ультразвуком, поэтому проблема не была обнаружена. В связи с этим действия экипажа признали правильными, и справедливость этого вывода подтвердили также испытания на тренажере. Ни одна из команд не смогла безошибочно выполнить весь алгоритм, и это вполне оправданно — отсюда и следует красноречивый вывод о достижении предела операторских возможностей.
Командир самолета Фальков, несмотря на внушительный опыт в районе 20 тысяч часов полета, включая маршруты на Северный полюс и множество других сложных заданий, оказался психологически не готов к такому. Разве можно винить его в этом? На его месте не справился бы никто. Легенда авиации сделал всё возможное, чтобы спасти самолет, но даже этого было мало.
Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA