СССР оказался невероятно богат на всяких механических чудищ. Ну просто неисчерпаемый источник проектов разной степени зрелищности, которые только на страницах фантастических книг и можно представить. Но уж никак не в реальности.
Сегодня вообще-то хотелось написать не об этом, но уж больно интересная была идея, да еще и наделавшая много шума у звездно-полосатых соседей. Речь пойдет о «поезде номер ноль».
Ядерная колея
Попугать не-партнеров ядерной дубинкой во все времена считалось делом благородным. Тут и мобильные комплексы «Ярс» и «Тополь», и регулярные променады наших подводных лодок у берегов США, и «Калибры» в ISO контейнерах. Всего не перечислить.
В XX веке такой головной болью для американцев стал ядерный поезд – целый железнодорожный состав, в вагонах которого прятались межконтинентальные ракеты. Проект задумали еще в начале 1960-х, но тогда он казался невозможным. В первую очередь смущал вес состава. Учитывая, что потом там базировался ракетный комплекс «Молодец», где стартовая масса ракеты равнялась 105 тоннам, железнодорожному полотну пришел бы неминуемый конец.
Запуск ракеты прямо из вагона тоже был невозможен. А развертывание временной механической платформы для высотного старта – слишком долго, дорого и ненадежно.
Но разве есть что-то невозможное для советских инженеров? В 1987 году ядерный поезд все-таки поступил на боевое дежурство.
Решение проблем
Выйти на железные дороги страны состав не мог, слишком тяжел. Вместо этого в районе базирования ракетных комплексов аккуратно укрепили насыпи, а рельсы и шпалы заменили на более прочные.
Согласно официальным документам радиус патрулирования равнялся 1500 км, но на деле мог быть гораздо больше. Мы же любим сюрпризы.
Проблему с запуском тоже решили изящно. По команде поезд останавливался, крыша вагона открывалась, и ракета приходила в вертикально положение. Интересно, что маршевый двигатель включался не сразу, а на высоте 20-30 м, после чего ракеты ровным строем уходили на запад.
Состав под боевой комплекс тоже разрабатывался отдельно – внешне почти не отличить от обычного, разве что тащили его специально модернизированные М62 с квадратными фонарями.
Побежденный монстр
Грозное оружие колесило по железным дорогам страны вплоть до 1991 года, каждый раз ускользая от взгляда американских спутников. Однако согласно распоряжению Горбачева такие патрулирования были отменены. Ракеты несли боевое дежурство исключительно в точке дислокации, что полностью сводило на нет все преимущества ядерного состава.
После подписания Ельциным договора СНВ-2 все оставшиеся у России составы пошли под нож. Уцелело только два, один из которых сейчас можно увидеть в музее железных дорог у Балтийского вокзала Санкт-Петербурга.
Второе рождение
Опустим печальные годы, когда страна расхлебывала последствия ельцинского правления. Однако на сегодняшний день известно, что ядерные поезда снова возвращаются к жизни. Информации о них крайне мало, и это понятно – секретность прежде всего. Да и финансирование идет в основном на уже проверенные ракеты шахтного базирования.
Известно лишь, что новые ядерные поезда маскируются под вагоны-рефрижераторы и несут в себе межконтинентальные баллистические ракеты «ЯРС». Состав стал гораздо легче, при этом количество ракет увеличилось до 6 штук (3 у предшественника).
В 2020 году заявлено, что развертывание первого комплекса возможно уже в течение 5 лет. В 2021 году информацию подтвердили по официальным каналам Министерства обороны.
Так или иначе, а ядреным поездам быть. Мировая обстановка в последние год-полтора прямо намекает на необходимость всестороннего развития РВСН, включая не только стандартное вооружение, но и такие вот железнодорожные сюрпризы.