Всем доброго времени суток! Сегодня я продолжаю рассказывать о своей коллекции отечественной аудиотехники. И в статье речь пойдет о своеобразном проигрывателе, который так и не пошел в серию. Сразу скажу, что предмет нашего обсуждения не совсем "стандартный". Точнее не стандартна его техническая реализация. Которая и помешала ему выйти в массовое производство. Ну чтож, начнем)
Немного предыстории его приобретения. Сам проигрыватель я не искал целенаправленно. Так как понимал, что тому есть несколько причин:
1. Малый тираж (около 300 штук)
2. Производили его в УССР и "большинство" проигрывателей скорее всего можно было бы найти только в другой стране.
3. Судя по скудным описаниям владельцев данной "вертушки", практически все они, если и появлялись в продаже, то были "копанные" и в нерабочем состоянии. И довести её до "готового продукта" ой как сложно.
4. Коллекционеры. Которые так же готовы приобрести, даже не рабочий аппарат за внушительную сумму. По крайней мере я так думал)
В итоге, в один прекрасный момент, мой хороший знакомый из Украины предложил мне сразу два таких аппарата. К тому же один из них прибывал в практически работоспособном виде. Плюс цена за оба была весьма неплохая. Даже с учетом трудностей и затрат с логистикой. Ну, думаю, возьму оба. Один оставлю, второй попробую обменять на что-то редкое. Естественно, после их получения, себе я оставил более живую "вертушку". Вторую, как и предполагал ранее, выставил на продажу (точнее обмен). Установив примерную цену в 60т.р. И...месяца за 3 пребывания её на всевозможных площадках, предложений по обмену так и не поступило. Чтож, подумал я, тогда продам. Вот тут и началось веселье. Проигрыватель, который я по сути покупал как коллекционную вещь без лишних вопросов, меня просили разобрать чуть ли не до винтика, чтобы понимать возможно ил его "оживить" или нет. Мне делать это не очень хотелось по некоторым причинам. Во-первых потому, что можно просто что-то сломать при разборе. А найти какие-то детали нереально. Нет, я не "рукожоп". Но одно дело разобрать серийную вещь, где если что-то непонятно, то можно хоть подсмотреть в интернете. Другое - быть первооткрывателем)
Во-вторых, мне была не совсем понятна позиция одного потенциального покупателя. Как можно было понять по предоставленным фото внутренностей, сможет он его восстановить или нет?
Но настойчивость "покупателя" взяла верх и я разобрал таки "вертушку" и сделал около 12 фотографий плат и того, до чего смог долезть. На удивление, и их оказалась мало. Нужны были какие-то другие ракурсы и "общие" фото. Тут ко мне закрались мысли, что человек этот уже владеет таким (нерабочем) аппаратом. И в моих фото ищет какую-то информацию. На этом я и прекратил с ним общение) Спустя пару недель одна из моих Электроник ЭП-050 отправилась к коллекционеру с которым я был знаком ранее. И который не задавал лишних вопросов.
Оставим лирику купли/продажи подобных вещей и перейдем непосредственно к проигрывателю. Из данных в сети можно узнать, что производили его в в УССР на Запорожском ПО "Гамма" в 1986 году. Хотя на моем аппарате присутствуют даты 05.1985 . Партия была опытная. Практически все проигрыватели, которые таки добрались до магазинов, были возвращены покупателями обратно по гарантии. Проигрыватель был "сырой" и недоработанный. Основной причиной тому было качество (его отсутствие) резинотехнических изделий, применённых в механизме тонарма. Проблемы были так же с двигателем. В одном моем аппарате уже попытались до меня "исправить" проблему оборотов. Обойдя стандартную систему и "заколхозив" небольшую площадку с фото и светодиодами. На удивление, реализация была безуспешной)
Хотя подобная система с прямым двигателем и "реперным" кольцом для считывания оборотов диска применена в Электронике ЭП-017С. Но там она особых проблем не доставляет. К сожалению, сравнить схемотехнически два аппарата у меня нет возможности, по причине отсутствия в моей коллекции 017-й Электроники. Но некоторые фото внутренностей ЭП-050 я предоставил.
Сам проигрыватель, как можно догадаться, имеет на борту некоторое "ноу хау" для того времени - тангенциальный тонарм. Точнее, это было не ново. В мировой практике такое решение уже применялось ранее. Да и в Союзе тоже (Электроника Б1-04 1980 года). Скорее, это было некоторой диковинкой. К плюсам такой реализации можно отнести разве то, что проигрыватель не обязательно было устанавливать на ровную поверхность. В плоть до того, что можно было повесить на стену) К минусам - думаю сами понимаете. Тонарм должен иметь идеальную "подгонку" на заводе. Ведь любые "перекосы" при работе могут негативно повлиять на состояние пластинки и иглы. К сожалению, этой самой "подгонкой" тут и не пахнет) Хотя игла в тонарме закреплена не жестко, а имеет ход. Но это, скорее, для "проглатывания" возможной небольшой деформации пластинок.
Так же к плюсам аппарата я бы отнес автоматическое определение размера пластинки. Реализовано оно путем размещения светодиода на тонарме и трех фотодиодов под диском. Для этого в самом диске и слип-мате сделаны отверстия на разных расстояниях относительно центра. Кстати, поэтому сам слип-мат не просто ложится на диск, а надевается с последующей фиксацией по краю диска.
Управление тонармом осуществляется как в автоматическом режиме с помощью клавиш "Старт", "Повтор" и "Финиш", так и при помощи электронной ручки регулировки. С помощью которой его можно установить в любое положение. Да, на проданном проигрывателе на тонарме присутствовал небольшой железный крючок в районе иглы (на моем она отсутствует). Где-то читал, что докоснувшись до него тонарм можно было двигать вручную. Но это не совсем точная информация (если кто в курсе, дополните). То есть ЭП-050 можно назвать полуавтоматическим проигрывателем. По уровню функций он мне чем-то напомнил Феникс 006 и 008.
На удивление, кварцевую стабилизацию оборотов мы тут не наблюдаем. То есть все по старинке. Обороты придется "ловить" вручную при помощи второй ручки регулировки. Фонокорректора на борту так же нет. Единственное с чем я не разобрался - для чего на тонарме регулировочное кольцо с цифрами 0, 5, 10, 15. Если кто в курсе - подскажите. К сожалению никакой документации на проигрыватель у меня нет. Да и вообще сомневаюсь, что она поставлялась с проигрывателем.
Вот ещё немного из истории. Проигрыватель планировали выпускать в составе комплекса Электроника Т1-003. Сам комплекс тоже был "полуопытным". Ибо найти усилитель и эквалайзер из него в наше время особых проблем не составляет. А вот деку и, тем более, тюнер довольно таки сложно. А если эти два блока все таки появляются в продаже, то ценники варьируются в диапазоне 10-25т.р. за единицу. Про вертушку вообще молчу)
На этом обзор завершаю. Оценивать проигрыватель по 10-ти бальной шкале считаю не совсем уместным. Так как это больше аппарат для коллекции, нежели для использования по назначению. Даже доработав его до совершенства я бы не рискнул им пользоваться в "повседневе") Мало ли что ему вздумается, оставь его без присмотра) Но, если бы у разработчиков все получилось, он бы занял достойное место среди советских проигрывателей.
Алексей, канал Ностальгия. До новых встреч!